Игры для детей Все игры

Смешарики - Гусеница

Смешарики - Гусеница
Игры - считалки.
Учимся считать вместе с гусеницей

Игра - тренажер для глаз "Грибная охота"

Игра - тренажер для глаз  "Грибная охота"
Игра - тренажер  для глаз  "Грибная охота". 
Проверь свою зоркость.
Наводи мышку и кликай на грибы.
внеклассная работа в школе

Урок внеклассного  чтения в 4 классе

Раздел «У каждого месяца свои порядки»

Тема. Весна в изображении русских поэтов и художников

 

Материал к уроку: стихотворение-описание А. К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает...», картина И. Остроухова «Первая зелень».

Цели урока:

образовательныеурок внеклассного чтения призван развивать у учеников читатель­ские умения определять эмоциональное настроение про­изведения; находить в тексте описание картин природы, представлять себе картину и рассказывать о ней; наблю­дать за построением стихотворного произведения; раз­вивать интонационные умения выразительного чтения; учить сопоставлению произведений изобразительного и словесного искусств;

развивающие: расширять представления учащихся об изменениях в природе весной, обогащать лексиче­ский запас словами на тему «Весна», выражающими со­стояние, настроение; развивать воображение и память в процессе словесного рисования и заучивания наизусть;

воспитательные: воспитывать внимательное отно­шение к слову, эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость.

Тип урока: урок - изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, репро­дукция картины художника Ильи Семёновича Остроу­хова «Первая зелень» (на электронном носителе либо на форзаце учебника), портрет русского поэта Алексея Константиновича Толстого (на электронном либо бумаж­ном носителе); предметная картинка цветка кувшинчик, условные знаки настроения.

Ожидаемые образовательные результаты: в про­цессе деятельности на уроке учащиеся должны знать на­звание стихотворения и его автора, иметь представления о жанровых особенностях стихотворного произведения, уметь его выразительно читать, выявлять настроение, чувства поэта, вызванные живописными картинами, на­ходить с помощью выборочного чтения описание картин природы, представлять себе картину и рассказывать о ней; знать способы действия с произведением с целью подготовки его к выразительному чтению.

Виды деятельности: анализ картины художника, сопоставление произведений изобразительного и сло­весного искусств, слушание, анализ эмоционально-образного содержания произведения, самостоятельное чтение, выборочное чтение, выразительное чтение, со­ставление партитуры чтения произведения, словесное рисование картин, заучивание наизусть, рефлексия.

Описание осваиваемого способа составления партитуры чтения стихотворения:

•  определить задачу выразительного чтения: что мы хотим сообщить слушателям, какое передать настроение, какие чувства выразить;

•    определить тон чтения (он выбирается в соответ­ствии с задачей выразительного чтения);

•    выбрать темп чтения (в соответствии с задачей чтения);

•   поставить логическое ударение: определить слова, которые важно выделить голосом при чтении;

•    расставить в тексте паузы (в конце строк, на зна­ках препинания, между четверостишиями).

1.   Сообщение темы и целей, которые надо до­стигнуть на уроке.

2.   Подготовка к восприятию на слух стихотворения А. К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает...»

А. Актуализация опорных знаний: рассматривание картины художника Ильи Семёновича Остроухова «Пер­вая зелень» (она может быть продемонстрирована на электронном или бумажном носителе) и краткая беседа по её содержанию и композиции.

Какое время года изображено на картине?

Какой период весны изобразил художник: начало, середина или конец? Обратите внимание на название картины.

Расскажите, что вы видите на переднем плане кар­тины (слева, справа).

Всмотритесь вдаль картины. Какие краски использо­вал художник для изображения первой зелени? Учитель обращает внимание на то, как изображён молодой лесок: он как будто покрыт зелёнойдымкой. Весна очень кра­сива, она только начинается, она молодая, юная. Какие же краски сочетаются на картине? Какое настроение вы­зывает у вас картина? Почему?

Ученики поднимают таблички с условными знаками настроения, а затем мотивируют свой ответ.

— А сейчас я прочитаю вам стихотворение русского поэ­та Алексея Константиновича Толстого (учитель демонстриру­ет его портрет) «Вот уж снег последний в поле тает...». По­старайтесь понять, какие чувства вызывает у поэта весна.

3. Слушание в процессе выразительного чтения стихотворения учителем (стихотворение желательно читать наизусть). Проверка первичного восприятия:

Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

О чём это произведение?

Какие чувства вызывает весна у поэта?

4. Самостоятельное чтение стихотворения уча­щимися с заданием: представить себя рядом с поэтом, назвать, какие картины прихода весны он наблюдает.

Предположить точку наблюдения картины поэтом: перед окном, на крыльце, в поле и т.п.

Выявление непонятных слов. Учитель демонстрирует предметную картинку цветка кувшинчик.

5.  Чтение стихотворения учащимися вслух по четверостишиям. Анализ эмоционально-образного

содержания с помощью приёмов выборочного чте­ния и словесного рисования картин.

После прочтения первого четверостишия:

Сколько картин можно нарисовать к первому чет­веростишию? (Каждая строка — отдельная картина.)

Найдите и прочитайте описание леса. Как поэт на­зывает лес? В какой это зелёный дым он одет?

Почему лес нетерпеливо ждёт тёплых гроз?

— Докажите, что поэт говорит о лесе, как о человеке. Найдите слова, подтверждающие это?

Выделите в стихотворении яркую поэтическую кар­тину («Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз

   ачема нетерпеливо ждёт»). Расскажите, как вы её представляете.

Какие слова-краски поэт использует для описания весны?

Какие звуки поэт услышал, находясь в поле, в лесу весной?

Есть ли в стихотворении прямое авторское впечат­ление от увиденной картины?

Представьте себе, что поэт, сочинивший это сти­хотворение, хорошо рисует. И картина, запёчатлённая в этом стихотворении, так его поразила, что он, помимо стихотворения, хочет её и нарисовать. Какой была бы эта картина?

6. Сопоставление произведений изобразительно­го и словесного искусств. Учитель предлагает учени­кам сопоставить картины весны, изображённые поэтом в стихотворении, с тем, что нарисовал художник в картине «Первая зелень»; найти в стихотворении строки, которые можно отнести к изображённому на картине.

7.  Наблюдение за построением стихотворного произведения.

Работа в парах: найти в конце строк слова-рифмы; обсудить между собой, как расположены слова-рифмы: в конце каждой строки, через строку или две строки.

8. Подготовка к выразительному чтению стихот­ворения: коллективное составление партитуры чтения стихотворения. Овладение способом составления партитуры чтения:

•  определить задачу выразительного чтения: что мы хотим сообщить слушателям, какое настроение пере­дать, какие чувства выразить. В нашем случае задача выразительного чтения стихотворения — передать ра­достное, но спокойное настроение поэта, вызванное приходом весны;

•  определить тон чтения (он выбирается в соот­ветствии с задачей выразительного чтения). Тон чтения стихотворения — ласковый {нежный);

•  выбрать темп чтения (в соответствии с задачей чтения). Темп чтения — нормальный;

• поставить логическое ударение {снег, пар, кувшин­чик, журавли, юныйлес, нетерпеливо, всё, всё, и любит и поёт);

•    расставить в тексте паузы (в конце строк, на зна­ках препинания, между четверостишиями).

9. Выразительное чтение стихотворения учащи­мися на основе осмысленного его восприятия. Об­суждение качества прочтения.

Возможна самооценка читателем качества чтения (удалось ли передать настроение стихотворения).

10. Заучивание стихотворения наизусть (можно с помощью графической схемы структуры стихотворения).

Ученики перечитывают стихотворение по четверостиши­ям, называют, что конкретно описано поэтом, а учитель на доске изображает текст графически.

Снег в поле,                                              Юный лес,

тёплый пар,                                           тёплые грозы,

кувшинчик синий,                                дыхание весны,

журавли                                     всё кругом и любит и поёт

11.  Содержание домашнего задания. Выучить наи­зусть стихотворение А. К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает...».

12.  Подведение итогов урока. Рефлексивный ана­лиз учащимися своей деятельности.

 

И. М. Стремок, кандидат педагогических наук,

ведущий научный сотрудник лаборатории начального

образования НИО

Материал просмотрели:

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Оставить комментарий!

14.11.2024
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

По какой программе учится Ваш ребенок? (2012/2013 учебный год)

Всего ответов: 1897


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Сегодня сайт посетили:
Наши партнеры

{login}