Игра - тренажер для глаз "Грибная охота"
Проверь свою зоркость.
Наводи мышку и кликай на грибы.
Урок внеклассного чтения в 4 классе
Раздел «У каждого месяца свои порядки»
Тема. Весна в изображении русских поэтов и художников
Материал к уроку: стихотворение-описание А. К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает...», картина И. Остроухова «Первая зелень».
Цели урока:
образовательные: урок внеклассного чтения призван развивать у учеников читательские умения определять эмоциональное настроение произведения; находить в тексте описание картин природы, представлять себе картину и рассказывать о ней; наблюдать за построением стихотворного произведения; развивать интонационные умения выразительного чтения; учить сопоставлению произведений изобразительного и словесного искусств;
развивающие: расширять представления учащихся об изменениях в природе весной, обогащать лексический запас словами на тему «Весна», выражающими состояние, настроение; развивать воображение и память в процессе словесного рисования и заучивания наизусть;
воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову, эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость.
Тип урока: урок - изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, репродукция картины художника Ильи Семёновича Остроухова «Первая зелень» (на электронном носителе либо на форзаце учебника), портрет русского поэта Алексея Константиновича Толстого (на электронном либо бумажном носителе); предметная картинка цветка кувшинчик, условные знаки настроения.
Ожидаемые образовательные результаты: в процессе деятельности на уроке учащиеся должны знать название стихотворения и его автора, иметь представления о жанровых особенностях стихотворного произведения, уметь его выразительно читать, выявлять настроение, чувства поэта, вызванные живописными картинами, находить с помощью выборочного чтения описание картин природы, представлять себе картину и рассказывать о ней; знать способы действия с произведением с целью подготовки его к выразительному чтению.
Виды деятельности: анализ картины художника, сопоставление произведений изобразительного и словесного искусств, слушание, анализ эмоционально-образного содержания произведения, самостоятельное чтение, выборочное чтение, выразительное чтение, составление партитуры чтения произведения, словесное рисование картин, заучивание наизусть, рефлексия.
Описание осваиваемого способа составления партитуры чтения стихотворения:
• определить задачу выразительного чтения: что мы хотим сообщить слушателям, какое передать настроение, какие чувства выразить;
• определить тон чтения (он выбирается в соответствии с задачей выразительного чтения);
• выбрать темп чтения (в соответствии с задачей чтения);
• поставить логическое ударение: определить слова, которые важно выделить голосом при чтении;
• расставить в тексте паузы (в конце строк, на знаках препинания, между четверостишиями).
1. Сообщение темы и целей, которые надо достигнуть на уроке.
2. Подготовка к восприятию на слух стихотворения А. К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает...»
А. Актуализация опорных знаний: рассматривание картины художника Ильи Семёновича Остроухова «Первая зелень» (она может быть продемонстрирована на электронном или бумажном носителе) и краткая беседа по её содержанию и композиции.
— Какое время года изображено на картине?
— Какой период весны изобразил художник: начало, середина или конец? Обратите внимание на название картины.
— Расскажите, что вы видите на переднем плане картины (слева, справа).
Всмотритесь вдаль картины. Какие краски использовал художник для изображения первой зелени? Учитель обращает внимание на то, как изображён молодой лесок: он как будто покрыт зелёнойдымкой. Весна очень красива, она только начинается, она молодая, юная. Какие же краски сочетаются на картине? Какое настроение вызывает у вас картина? Почему?
Ученики поднимают таблички с условными знаками настроения, а затем мотивируют свой ответ.
— А сейчас я прочитаю вам стихотворение русского поэта Алексея Константиновича Толстого (учитель демонстрирует его портрет) «Вот уж снег последний в поле тает...». Постарайтесь понять, какие чувства вызывает у поэта весна.
3. Слушание в процессе выразительного чтения стихотворения учителем (стихотворение желательно читать наизусть). Проверка первичного восприятия:
— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
— О чём это произведение?
— Какие чувства вызывает весна у поэта?
4. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися с заданием: представить себя рядом с поэтом, назвать, какие картины прихода весны он наблюдает.
Предположить точку наблюдения картины поэтом: перед окном, на крыльце, в поле и т.п.
Выявление непонятных слов. Учитель демонстрирует предметную картинку цветка кувшинчик.
5. Чтение стихотворения учащимися вслух по четверостишиям. Анализ эмоционально-образного
содержания с помощью приёмов выборочного чтения и словесного рисования картин.
После прочтения первого четверостишия:
— Сколько картин можно нарисовать к первому четверостишию? (Каждая строка — отдельная картина.)
— Найдите и прочитайте описание леса. Как поэт называет лес? В какой это зелёный дым он одет?
— Почему лес нетерпеливо ждёт тёплых гроз?
— Докажите, что поэт говорит о лесе, как о человеке. Найдите слова, подтверждающие это?
— Выделите в стихотворении яркую поэтическую картину («Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз
ачема нетерпеливо ждёт»). Расскажите, как вы её представляете.
— Какие слова-краски поэт использует для описания весны?
— Какие звуки поэт услышал, находясь в поле, в лесу весной?
— Есть ли в стихотворении прямое авторское впечатление от увиденной картины?
— Представьте себе, что поэт, сочинивший это стихотворение, хорошо рисует. И картина, запёчатлённая в этом стихотворении, так его поразила, что он, помимо стихотворения, хочет её и нарисовать. Какой была бы эта картина?
6. Сопоставление произведений изобразительного и словесного искусств. Учитель предлагает ученикам сопоставить картины весны, изображённые поэтом в стихотворении, с тем, что нарисовал художник в картине «Первая зелень»; найти в стихотворении строки, которые можно отнести к изображённому на картине.
7. Наблюдение за построением стихотворного произведения.
Работа в парах: найти в конце строк слова-рифмы; обсудить между собой, как расположены слова-рифмы: в конце каждой строки, через строку или две строки.
8. Подготовка к выразительному чтению стихотворения: коллективное составление партитуры чтения стихотворения. Овладение способом составления партитуры чтения:
• определить задачу выразительного чтения: что мы хотим сообщить слушателям, какое настроение передать, какие чувства выразить. В нашем случае задача выразительного чтения стихотворения — передать радостное, но спокойное настроение поэта, вызванное приходом весны;
• определить тон чтения (он выбирается в соответствии с задачей выразительного чтения). Тон чтения стихотворения — ласковый {нежный);
• выбрать темп чтения (в соответствии с задачей чтения). Темп чтения — нормальный;
• поставить логическое ударение {снег, пар, кувшинчик, журавли, юныйлес, нетерпеливо, всё, всё, и любит и поёт);
• расставить в тексте паузы (в конце строк, на знаках препинания, между четверостишиями).
9. Выразительное чтение стихотворения учащимися на основе осмысленного его восприятия. Обсуждение качества прочтения.
Возможна самооценка читателем качества чтения (удалось ли передать настроение стихотворения).
10. Заучивание стихотворения наизусть (можно с помощью графической схемы структуры стихотворения).
Ученики перечитывают стихотворение по четверостишиям, называют, что конкретно описано поэтом, а учитель на доске изображает текст графически.
Снег в поле, Юный лес,
тёплый пар, тёплые грозы,
кувшинчик синий, дыхание весны,
журавли всё кругом и любит и поёт
11. Содержание домашнего задания. Выучить наизусть стихотворение А. К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает...».
12. Подведение итогов урока. Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности.
И. М. Стремок, кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник лаборатории начального
образования НИО
[ Регистрация | Вход ]