Игра - тренажер для глаз "Сними очки"
Старайтесь как можно больше снять очков, кликая мышкой по персонажам.
Урок внеклассного чтения в 4 классе
Раздел «Веселая семейка»
Тема. Добродушный смех
Материал к уроку: отрывок из сказочной повести Э. Успенского «День рождения дяди Фёдора».
Цели урока:
образовательные: формировать у учащихся представление о юморе и добродушном смехе, о содержании реальном и сказочном; развивать читательские умения, выявлять эмоциональную тональность произведения, характеризовать героев на основании их поведения, высказывать к ним своё отношение;
развивающие: обогащать словарь учащихся эмоционально-оценочной лексикой; развивать культуру речи, творческие умения;
воспитательные: развивать представления учащихся о дружеских отношениях; воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:плакат с надписью темы раздела учебника «Весёлая семейка», учебник по литературному чтению для IV класса, портрет писателя Эдуарда Николаевича Успенского, книга Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот», мультимедийный проектор, экран.
Ожидаемые образовательные результаты: в процессе деятельности на уроке учащиеся должны знать название сказочной повести и её автора, иметь представления о юморе и добродушном смехе, о содержании реальном и сказочном; уметь выразительно читать сказочную повесть, характеризовать героев на основании их поведения, высказывать к ним своё отношение, знать способы действия с произведением с целью подготовки его к чтению в лицах.
Виды деятельности: прогнозирование, слушание, выразительное чтение, чтение в лицах (по ролям), сочинительство, рефлексия.
Описание осваиваемог оспособа подготовки произведения к чтению в лицах:
• определить количество действующих лиц;
• найти и отметить карандашом на полях слова героев и автора;
• определить интонацию их реплик.
1. Сообщение темы и целей, которые надо достигнуть на уроке.
2. Введение в тему: высказывание предположений о возможном содержании и настроении художественных
произведений на тему «Весёлая семейка».
На доске запись названия темы раздела. Учитель обращается к учащимся с вопросами:
— Какие по настроению будут произведения, собранные в разделе учебника под названием «Весёлая
семейка»? О чём они могут нам рассказать?
Учитель предлагает ученикам познакомиться с содержанием раздела и обращает их внимание на фамилии авторов.
— Фамилии каких писателей вам уже знакомы? На какие темы они пишут?
— Какие произведения этих авторов вы изучали во II-III классах?
(Эдуард Николаевич Успенский пишет смешные, весёлые стихи, рассказы, сказочные повести о детях. В III классе ученики читали отрывок из сказочной повести «Дядя Фёдор, пёс и кот» о том, как дядя Фёдор писал письмо родителям.
Сергей Владимирович Михалков пишет весёлые и серьёзные стихи о детях и взрослых. Во II классе учащиеся читали его стихотворение про упрямого Фому, мальчика, который боялся спать в темноте, — «Сила воли». В III классе — стихотворение «Недотёпа», про мальчика, который хотел стать строителем, а не художником или музыкантом, или танцором, как желала его мама.)
3. Изучение нового учебного материала.
3.1. Подготовка к восприятию на слух отрывка из сказочной повести Э. Успенского «День рождения дяди Фёдора».
1 вариант: узнавание персонажей сказочной повести (учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора эпизод из мультфильма «Трое из Простоквашино», ученики называют героев мультфильма, созданного по произведению Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»).
— Что вы знаете о героях сказочной повести? Как они оказались вместе?
2 вариант: узнавание персонажей сказочной повести по иллюстрации учебника, прогнозирование характера произведения.
— Как вы думаете, каким будет рассказ о Дне рождения по настроению?
3.2. Постановка учебной задачи: выделить в содержании реальные и сказочные события.
— Поскольку мы будем читать отрывок из сказочной повести, то перед вами ставится задача разграничить реальное и сказочное содержание в произведении.
3.3. Слушание в процессе выразительного чтения произведения учителем. Проверка первичного восприятия по вопросам:
— Какое это произведение по настроению?
— Как относятся друг к другу герои сказочной повести? Почему вы так думаете?
3.4. Чтение отрывка учащимися вслух по цепочке, выделение комических деталей (шутливые риф
мы, неожиданные образы), анализ фактического и эмоционально содержания.
— Как готовились ко дню рождения дяди Фёдора кот Матроскин и пёс Шарик?
— Почему кот Матроскин отказался сочинять стихотворение?
— Какие подарки дядя Фёдор получил ко дню рождения?
— Прочитайте рифмы в стихотворении для дяди Фёдора.
— Как автор рассказывает о своих героях: с добрым юмором или насмехается над ними? Докажите текстом.
— Как автор добивается, чтобы читателю было смешно, весело? Докажите текстом.
— Что вы можете сказать об отношениях героев?
3.5. Самостоятельное чтение отрывка учащимися с заданием: выделить в произведении реальное и сказочное содержание.
Проверка выполнения задания.
3.6. Чтение произведения в лицах. Повторение способов действия с произведением с целью подготовки его к чтению в лицах (коллективная работа):
• определить количество действующих лиц;
• найти и отметить карандашом на полях слова героев и автора;
• определить интонацию их реплик.
4. Литературно-творческая деятельность учащихся. Работа в парах: учащиеся получают задание отредактировать стихотворение для дяди Фёдора либо сочинить своё.
5. Содержание домашнего задания. Подготовить выразительное чтение произведения, устно нарисовать иллюстрацию к нему и рассказать о ней.
6. Подведение итогов урока. Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности.
[ Регистрация | Вход ]