Игры для детей
Все игры
Смешарики - Переправа
Интеллектуальные игры для детей.
Развитие творческих и мыслительных способностей.
Развитие творческих и мыслительных способностей.
(тематический игровой поединок)
«СЕМЬЯ - НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ»А. М. ТКАЧУК,преподаватель кафедры педагогики и начального обученияБрестского государственного университета имени А. С. Пушкина
Одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Беларусь является поддержка и защита семьи и детей. Государственная семейная политика исходит из признания ценности и преимущества семьи как наиболее благоприятной среды для воспитания и развития ребёнка. Однако, несмотря на предпринимаемые государством усилия по решению проблем улучшения положения семей, в функционировании института семьи сегодня наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: изменяются виды семейных отношений, утрачиваются связи между поколениями, снижается уровень сформированности навыков культурного поведения в семье и т. д. Семейные ценности современных молодых людей формируются под воздействием субъективных и объективных факторов, в том числе и негативных. Нестабильность браков, рост числа неполных семей и др. — всё это неблагоприятно влияет на формирование у детей представлений о семейной жизни. Вышесказанное актуализирует проблему подготовки молодых людей к будущей семейной жизни, что предусматривает формирование у несовершеннолетних мировоззренческой позиции, признающей ценность семьи как естественной среды для воспитания ребёнка, усвоение определённой системы знаний в сфере семейно-брачных отношений, а также формирование позитивных умений и навыков взаимоотношений в семье.
Представленный в статье тематический игровой поединок «Семья — начало начал» — одно из мероприятий, входящих в комплексную программу работы по делам несовершеннолетних по формированию у учащихся системы ценностных семейных ориентации и позитивных навыков взаимоотношений в семье, — предназначен для учащихся VIII— IX классов.Цели мероприятия:• расширение представлений детей о семье как общечеловеческой ценности;• формирование позитивных навыков взаимоотношений в семье;• воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.Материалы и оборудование: плакат с названием игры, фотостенд «Всё о семье», ручки, карандаши, фломастеры, бумага, табло с секциями, карточки с заданиями.Место проведения: актовый зал, классный кабинет.Подготовительная работа1. На листе ватмана нарисовать табло, состоящее из 3 разделов (тем): «Мама, папа, брат, сестра — вот и вся моя семья» (содержит задания на тему родственных отношений в семье); «Счастье в семье — любовь на земле» (охватывает тему эмоционально-психологических отношений в семье); «Мораль и душа важнее гроша» (поднимает вопросы нравственных отношений в семье). Каждый раздел включает в себя по 3 секции. Любой из секций соответствует своя тема и уровень сложности.2. Подготовить жетоны с баллами: 3 — по 10 баллов, 3 — по 20 баллов, 3 — по 30 баллов.3. Подготовить карточки с заданиями для конкурсов.Правила игрыПеред участниками расположено табло. Каждая команда по очереди выбирает интересующую её секцию. Ведущий предлагает к выполнению для обеих команд задание, соответствующее выбранной секции. Чем выше уровень сложности задания, тем больше баллов команда может заработать. После каждого конкурса баллы присуждаются только выигравшей в данной секции команде. В игре участвуют две команды.Ход игрыТема 1. Мама, папа, брат, сестра — вот и вся моя семьяКроссворд «Кто ты будешь такой» (10 баллов)Ведущий. Есть мудрое выражение: «Где одному не справиться, там род поддержит». Род — это ряд поколений, происходящих от одного предка; родственники, члены одной семьи. Знать своих родственников, почитать и уважать предков, хранить память о них раньше было едва ли не священной обязанностью каждого. С течением времени эта традиция в некоторой степени утрачивается. Сегодня многие из нас знают только своих близких родственников, дальних — хорошо, если по именам. Кроссворд, который предлагается разгадать в данной секции, поможет вам определить, кто кому и кем приходится.Задание: командам раздаются бланки с сеткой кроссворда и заданиями к нему. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее разгадает кроссворд.По горизонтали:1. Дочь брата или сестры.2. Мать жены.3. Муж дочери, сестры.4. Брат мужа.5. Отец и мать по отношению к детям.6. Неродной отец, другой муж матери по отношению к её детям от прежнего брака.7. Муж сестры жены.8. Мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в браке.9. Неродная мать, другая жена отца по отношению к его детям от прежнего брака.Ответы: 1. Племянница. 2. Тёща. 3. Зять. 4. Деверь. 5. Родители, б. Отчим. 7. Свояк. 8. Муж. 9. Мачеха.По вертикали:1. Отец жены.2. Неродная дочь одного из супругов.3. Двоюродный брат.4. Сестра мужа, иногда — жена брата.5. Сын внука или внучки.6. Женщина по отношению к своим детям.7. Отец отца или матери.Ответы: 1. Тесть. 2. Падчерица. 3. Кузен. 4. Золовка. 5. Правнук. 6. Мама. 7. Дед.Мифы «Правильно — неправильно» (20 баллов)Ведущий. Любой человек, когда становится взрослым и решает узаконить свои отношения с любимым человеком, мечтает о счастливой семейной жизни. Представляя своё будущее, каждый из нас видит впереди долгую, беззаботную, «богатую» жизнь, полную интересных и увлекательных событий. Мы придумываем жизнь, в которой нет места ни ссорам, ни болезням, ни обидам. Жизнь, где царит любовь, уважение и полное взаимопонимание. И только вступив в брак и прожив с супругом(ой) некоторое время, мы начинаем понимать, что многое из того, что мы представляли себе о будущей семейной жизни до свадьбы, — это всего лишь плоды нашей фантазии, мифы, выдуманные нами же. Сейчас мы разберём некоторые из мифов и узнаем, что же является правдой, а что — выдумкой.Задание: ведущий зачитывает мифы о семейно-брачных отношениях. Команды по очереди должны согласиться либо опровергнуть каждое утверждение, объясняя свой выбор. Побеждает команда, ответ которой будет более убедительным.Миф 1. Чтобы брак был удачным, нужно «притереться» друг к другу, совместно пожив до брака. (Нет. Так называемые гражданские браки изучались в зарубежной психологии с 60-х по 80-е гг. Приведём только некоторые из полученных научных данных: сожительство до брака препятствует развитию личных отношений, увеличивает дистанции или накапливает обиды; сожительствующие пары, вступающие в брак, контактируют друг с другом не лучше, чем те, у кого не было сожительства в добрачном периоде; гражданский брак психологически обычно представляет собой систему скрытой манипуляции одного партнёра другим (так, если человек говорит, что ему не важно, жениться или нет, то почему он выбирает именно «не жениться»?); в гражданском браке у человека отсутствует психологическое совместное будущее, что является фактором нарастания скрытого напряжения и ощущения своей неполноценности и т. д.)Миф 2. Супруги, у которых есть ребёнок, более счастливые, чем бездетные. (Это так. Уровень разводов среди семей с ребёнком гораздо ниже.)Миф 3. В браке супруги должны иметь каждый свою личную жизнь, отдельный досуг. (Нет. Ложные представления о личной свободе льстят человеку. В семье должны учитываться интересы и потребности обоих супругов и для более успешной и счастливой семейной жизни находить своё воплощение в совместной деятельности.)Миф 4. Нельзя быть искренним с женой (мужем). (Нет. Семейные отношения должны строиться на доверии и взаимоподдержке.)Миф 5. Семейная жизнь не должна становиться выше личных интересов. (Это правда. Нельзя «растворяться» в семье, муже, детях. Это путь к потере уважения у тех же детей и мужа. Надо жить полноценной жизнью. Всегда будьте интересны и себе, и другим.)Миф б. Через пару лет после свадьбы отношения между супругами теряют свою новизну и превращаются в рутину. (Нет, этот стереотип создан семейными парами, которые скрепились узами брака и решили, что уже можно не прилагать усилий для развития отношений. Постепенно такие пары разочаровались в отношениях и пустили всё на самотёк. Они просто не стремились к разнообразию в отношениях. Им гораздо проще было принять то, что семейная жизнь становится скучной и жить так, как получается. Вывод: нельзя идти на поводу у собственной лени, необходимо продолжать искать что-то новое в себе и своей половинке.)Миф 7. Вместе и в горе, и в радости. (Да, конечно же, это выражение подразумевает, что супруги должны помогать друг другу в тяжёлые времена, а в моменты взлётов и радостей искренне хвалить и восхищаться успехами. Но вот некоторые воспринимают эту пословицу совсем уж буквально, считая, что рядом с любимым надо быть и в будни, и в праздники. Не стоит сопровождать любимого мужа на его «пивные» вечеринки с друзьями, напрашиваться на все корпоративы и не давать супругу возможности провести время с коллегами и приятелями. Безусловно, это замечательно, когда муж и жена любят проводить время вместе, но помимо этого у каждого должен быть свой круг интересов.)Миф 8. Те, кто любят друг друга, никогда не ссорятся. (Нет, это очень распространённая ошибка. Если задуматься, то бесконфликтные отношения могут быть только между людьми, равнодушными друг к другу. Зачастую ссоры — это показатель того, что близкие люди не умеют спорить, а не знамение близкой разлуки. Не согласиться с любимым человеком можно вежливо и корректно, не стоит постоянно играть в молчанку или повышать тон. Бывает, что один из супругов постоянно срывается на своих близких. Это свидетельствует о том, что он совершенно не умеет контролировать свои эмоции. В таком случае отнестись к таким срывам можно по-философски, можно помочь любимому человеку справиться со вспышками гнева.)Синквейн «Родители» (30 баллов)Ведущий. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн — это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:• I строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;• II строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;• III строка — три глагола, показывающих действие понятия;• IV строка — короткое предложение, в котором автор выражает своё отношение к кому-то или чему-то;• V строка — одно слово, обычно существительное, которым человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.В качестве примера — образец синквейна, в котором ключевое слово «дом»:Дом.Тёплый, надёжный.Защищает, обогревает, любит.В доме уютно.Это главное.Задание: командам необходимо составить синквейн со словом «родители». Баллы присуждаются команде, которая быстрее, правильнее и оригинальнее справилась с заданием.Тема 2. Счастье в семье — любовь на землеАссоциации «Импровизированные и оригинальные пословицы» (10 баллов)Ведущий. Давайте вспомним, что же такое устное народное творчество. Народным творчеством называют то, что придумывает народ. Это отражение повседневной жизни народа, его мечтаний и стремлений, это народная мудрость, выраженная в творческих формах. Устное народное творчество начало складываться в древнейшие, дописьменные времена. Согласно своему названию, оно передавалось из уст в уста, изменяясь и приобретая новые краски и оттенки. У него нет авторов, потому что произведения, придуманные людьми, живут так долго, что имя автора просто забывается, либо первоначальный сюжет настолько изменился народными переделками, что определить настоящий источник просто невозможно. Устное народное творчество включает множество жанров: сказки, былины, потешки, загадки. Одним из ярких примеров устного народного творчества являются пословицы и поговорки, передающие нам основные важнейшие пред-ставления народа о главных жизненных ценностях: труде, любви, родине, семье.Задание: после прочтения ведущим импровизированной пословицы о семье команды как можно быстрее (по поднятой руке) должны назвать оригинальную пословицу. Выигрывает команда, которая даст больше правильных ответов.Импровизированные пословицы:1. Семью детьми не испортишь. Ответ: Кашу маслом не испортишь.2. Скажи, какая у тебя семья, и я скажу, кто ты. Ответ: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу,кто ты.3. Всяка мать своё семейство хвалит. Ответ: Всяк кулик своё болото хвалит.4. Легко семью завести, да трудно сохранить. Ответ: Легко друзей найти, да трудно сохранить.5. Скандалы из семьи не выносят. Ответ: Сор из избы не выносят.6. В гости со своими правилами не ездят. Ответ: В Тулу со своим самоваром не ездят.Буриме «Моя будущая семья» (20 баллов)Ведущий. Буриме (фр. bouts-rimes — рифмованные концы) — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда — ещё и на заданную тему. Она появилась в XVII веке во Франции. Суть игры сводится к тому, что задаётся определённое количество рифм (как правило, от четырёх и выше), а участники, используя эти рифмы, должны придумать осмысленное стихотворение. Как правило, буриме обычно представляют собой забавные четверостишия, однако это могут быть и серьёзные философские стихи.Задание: командам необходимо сочинить стихотворение о том, какой они видят свою будущую семью. Для этого им раздаются листы бумаги, на которой написаны слова — окончания строк будущего стихотворения:.............. семью..............люблю.............. счастливой..............любимой..............хочу..............могуБаллы присуждаются команде, у которой получилось более складное, логически выдержанное стихотворение.Рисунок «Семейный герб» (30 баллов)Ведущий. В старину у многих богатых и знатных семей были свои гербы. Они отражали уклад, традиции, образ жизни семьи. На гербе изображались животные, растения, имеющие различные значения, например: лев символизировал силу, великодушие, орёл — власть, овца — терпение, ворон — долголетие, олень — воина, дуб — крепость, пальма — долговечность и др. (демонстрация семейных гербов).Задание: командам необходимо за определённое время придумать и нарисовать семейный герб. При выполнении работы команды могут использовать изложенную выше информацию или придумать что-то новое. При оценивании работ учитываются аккуратность выполнения, оригинальность идеи, умение объяснить изображённые символы.Тема 3. Мораль и душа важнее гроша «Соедини высказывания» (10 баллов)Ведущий. Особую ценность для понимания и осознания значимости и роли семьи, анализа семейных взаимоотношений имеют литературные произведения. Многие отечественные и зарубежные писатели в своих работах обращаются к семье как наивысшей ценности человеческой жизни (роман М. Шолохова «Тихий Дон», пьеса Ф. И. Фонвизина «Недоросль», роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», роман Д. Стила «Семейный альбом» и др.). Именно чтение и анализ художественных произведений, в которых показаны взаимоотношения между старшим и младшим поколениями в семье, между братьями и сестрами, позволяют ребёнку понять суть и особенности семейных взаимоотношений, причины конфликтных отношений в семье, научить анализировать взаимоотношения между людьми, определять правильную модель своего поведения в семье.Задание: командам раздаются бланки с высказываниями известных людей о семье, семейном воспитании и т. д. Сложность заключается в том, что высказывания эти не полные: в первом столбце — начало, а во втором — окончание. Командам нужно соединить предложенные афоризмы. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.Бланк с высказываниями1. Неблагодарный сын хуже чужого:1. есть чувство святое (В. Г. Белинский).2. Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, —2. душа супружеского согласия (Д. И. Фонвизин).3. Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения ...3. когда все её члены дружно живут друг с другом (Т. Клейман).4. Главная школа воспитания детей —4. становятся детьми, которые не могут любить (П. Бак).5. Честность — есть ...5. дети без отцов — проблема настоящего (К. Кушнир).6. Свой долг родителям ...б. это преступник, ибо сын не имеет права быть равнодушным к матери (Ги де Мопассан).7. Крепкая семья — это ...7. дети отдают своим детям (И. Шевелев)8. Закон семейного счастья ...8. ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой (В. А. Сухомлинский).9. Дети, которых не любят ...9. взаимоотношения мужа и жены (В. А. Сухомлинский).10. Отцы и дети — проблема прошлого;10. в доброте, откровенности, отзывчивости (Э. Золя).Правильные ответы: 1-6, 2-8, 3-1, 4-9, 5-2, 6-7, 7-3, 8-10,9-4, 10-5.«Обязанности» в пиктограммах (20 баллов)Ведущий. Как известно, каждый ребёнок обладает определёнными правами в семье: право знать своих родителей; право на общение с родителями и другими родственниками; на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и т. д. Но кроме прав у каждого из нас есть и обязанности. Безусловно, законодательство непосредственно не устанавливает каких-либо обязанностей несовершеннолетних. Но это не значит, что дети могут всё получать от родителей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Такое поведение не отвечает моральным, этическим представлениям общества. Дети должны в меру своих возможностей помогать в домашней работе, присматривать за своими младшими братьями и сестрами, заботиться и помогать всем членам семьи, особенно престарелым и т. п., дети должны выполнять все те требования, которые в их же интересах им предъявляют родители (хорошо учиться, соблюдать установленный в семье порядок и т. п.).Задание: каждая команда должна «зашифровать» предложенную обязанность в пиктограмму. Пиктограмма — рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание. Выигрывает команда, пиктограмма (рисунок) которой наиболее чётко отражает содержание обязанности.Предложенная обязанность для зашифровки: соблюдать дисциплину и правила поведения дома и в общественных местах.Разыгрывание ситуаций «О морали и нравственности» (30 баллов)Ведущий. Как уже говорилось, семья имеет первостепенное значение в жизни каждого из нас. Се-мья — это то место, куда нам хочется снова и снова возвращаться. Семья — это там, где нас поймут, поддержат, помогут. Семья — это основа этики, морали. Но, к сожалению, бывают в жизни ситуации, когда личные интересы, увлечения для нас важнее интересов, а порой и потребностей самых дорогих и близких нам людей. Во имя своих забав и потех мы отказываемся понимать, исполнять просьбы наших родителей, братьев, сестёр. И тогда уже ни о какой этике и морали говорить не приходится. Своим легкомысленным поведением и отношением к чувствам, нуждам наших родных мы причиняем им боль, обиды, разочарования. Что делать в таких ситуациях, как поступать, когда к нам обращаются за помощью, сейчас мы с вами и узнаем.Задание: командам раздаётся по 2 ситуации. Задача участников каждой из команд — выбрать «актёров» и разыграть предложенные ситуации. После просмотра мини-представлений участники противоположной команды должны включиться в обсуждение разыгранной ситуации, выделив аморальные стороны поведения действующих лиц, и предложить свой вариант разрешения данной ситуации согласно общечеловеческим нормам этики и морали.Побеждает команда, которая предложила наиболее «нравственное» разрешение разыгранной ситуации.Ситуации для первой команды:1. Вечером маме становится плохо. Она заболела. А сын (дочь) с друзьями уже договорился(-ась) сходить на дискотеку. Друзья ожидают его(её) в подъезде.Действующие лица: мама, сын (дочь), друзья.2. Младшая сестра просит старшего брата: «Коля, сегодня мы с ребятами из хоровой студии выступаем в парке. Отвези меня, пожалуйста, в парк». Коля отвечает: «Это невозможно, мы с Леной идём в кино. Я уже билеты купил».Действующие лица: младшая сестра, старший брат Коля, девушка Лена.Ситуации для второй команды:1. Сын (дочь) опаздывает в школу, потому что мама не успевает приготовить ему (ей) завтрак. Он(она) ругается и обвиняет маму.Действующие лица: мама, сын (дочь).2. Вернувшись домой после работы, мама наблюдает такую картину: сын (дочь) сидит с другом за компьютером, общаясь с одноклассниками в социальной сети. В комнате — незаправленная постель, на кухне — гора невымытой посуды. «Ты уроки сделал(а)?» — спрашивает мама. «Ну, сейчас!» — отвечает сын (дочь).Действующие лица: мама, сын (дочь), друг.Представленный в статье тематический игровой поединок «Семья — начало начал» был апробирован в системе работы с несовершеннолетними по формированию у них системы ценностных семейных ориентации и позитивных навыков взаимоотношений в семье и доказал свою эффективность.
Результаты проведённой работы свидетельствуют о том, что данное мероприятие способствует формированию у детей ценностного отношения к семье, позволяет ребёнку увидеть и проанализировать те отрицательные стороны своего поведения в семье, которые негативно влияют на взаимоотношения с родными и близкими людьми, провести ассоциативные линии между тем, как правильно себя вести в семье и как ведёт себя он. Отметим, что кроме предложенных разделов (тем), в работе с младшими школьниками можно использовать и такие, как «История семьи», «Семейный этикет», «Семейные традиции и обычаи» и т. д. Старшеклассники легко включаются в выполнение заданий на следующие темы: «Мальчики — девочки: взаимоотношения между полами», «Брак и семья» и др.
Таким образом, предложенный сценарий тематического игрового поединка является вариативным и может легко трансформироваться путём изменения либо дополнения тех или иных секций.
Материал просмотрели:
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!
Оставить комментарий!
22.12.2024
Новая музыка
Методические материалы
Архивы
Опрос
Статистика
Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Сегодня сайт посетили:
[ Регистрация | Вход ]