Игры для детей Все игры

Смешарики - Гусеница

Смешарики - Гусеница
Игры - считалки.
Учимся считать вместе с гусеницей

Смешарики - Вратарики

Смешарики - Вратарики
Развивающие игры для любителей футбола. 
социально-психологическое сопровождение

Произвольность поведения и деятельности 

младшего школьника

Татьяна

Митрофановна

САВЕЛЬЕВА

доктор психологических наук, профессор,

заве­дующая сектором психо­логии

развивающего об­разования

Национального института образования

 


В период младшего школьного возраста у детей происходят сдвиги в сфере произвольных форм поведения и деятельности. Основным факто­ром, детерминирующим развитие у младшего школьника произвольности, является появление в его жизни собственной учебной и других видов дея­тельности, особенно — трудовой.


Однако не только учебная деятельность способствует формированию у младшего школьника произвольности поведения. Как показали фундамен­тальные исследования российского психолога Л. С. Славиной, уже в III классе большое число учащихся принимают участие в домашнем труде. Они не только занимаются самообслуживанием, но и помогают родителям, имеют постоянные трудовые обязанности. В данном случае трудовая деятельность ребёнка носит чётко выраженный произвольный характер. Труд, представленный в виде выполнения постоянных обязан­ностей, имеет особое значение для развития у младшего школьника про­извольности поведения.


Таким образом, учебная деятельность и труд в семье и школе являются теми видами деятельности, в которых формируется произвольность.


Л. С. Выготский полагал, что дифференциация игры и труда, проис­ходящая в жизни ребёнка, поступившего в школу, является отличительной чертой в ситуации развития детей младшего школьного возраста и приво­дит к формированию главного новообразования данного периода развития ребёнка — произвольности его психических процессов и функций.


Развитию произвольности в этом возрасте спо­собствует не только умение ребёнка руководство­ваться целями, которые ставят перед ним взрослые, но и умение самостоятельно ставить цели и в соот­ветствии с ними контролировать своё поведение и деятельность. Процесс формирования произволь­ности осуществляется в течение всех лет обучения учащегося в начальных классах школы.


По данным психолога Л. С. Славиной, учащиеся I и II классов характеризуются импульсивностью и несдержанностью. Они бегают, прыгают, им трудно в течение всего урока неподвижно сидеть за партой. И такое поведение является результатом повышенной потребности ребёнка в движении, сочетающейся с не­достаточным умением управлять своим поведением. Но главная педагогическая задача заключается в том, чтобы научить детей управлять своим поведением. Данные психологических исследований свидетель­ствуют о том, что к концу младшего школьного воз­раста эта задача решается без особых трудностей.


Воспитание произвольности в младшем школьном возрасте заключается, прежде всего, в том, чтобы систе­матически учить детей самостоятельно ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их до­стижения и контролировать себя в этом процессе.


В качестве методического приёма Л. С. Славина предлагала младшим школьникам очень однообразную и неинтересную для них работу: ставить точки и кружки, расположенные на большом листе бумаги и объединённые в квадраты по 100 кружков в каждом (это задание было взято из методики А. Карстен).


Поскольку работа выполнялась по заданию экспе­риментатора, учащиеся воспринимали её как важную и нужную для взрослых, что для младшего школьника имеет очень большую побудительную силу.


Через определённое время у детей возникало «психическое насыщение»: сначала они варьировали порядок постановки точек, затем начали отвлекаться. Это означало, что у учащихся исчерпывалось желание выполнять предложенное им задание. Однако у них оставалось стремление выполнить просьбу экспери­ментатора. Вариации в способе выполнения работы свидетельствуют о том, что младший школьник может неосознанно и непроизвольно внести в свою одно­образную деятельность определённые изменения, в результате которых у них пропало бы желание бро­сить работу.


Когда деятельность окончательно прекращалась, превращаясь в разрозненные, иногда даже недоста­точно целенаправленные действия, или ребёнок ре­шительно отказывался продолжать работу, экспери­ментатор ставил перед ним конкретную цель: сде­лать определённое количество квадратов. Это сразу же меняло и поведение ребёнка, и результаты его работы. Младшие школьники возобновляли работу и при этом снова действовали быстро, организованно и, как правило, без вариаций. При этом поставленная цель побуждала их к гораздо более длительной рабо­те, чем первоначальное задание экспериментатора, данное в опыте без точного указания её конца. Боль­шинство детей при наличии цели выполняли в 4-5 раз больше объёма работы и делали это значительно быстрее.


Таким образом, в фундаментальном исследова­нии психолога Л. С. Славиной удалось показать по­будительную роль цели для детей младшего школь­ного возраста. С помощью неё младшие школьники преодолевают желание бросить работу. Результаты проведённых экспериментов свидетельствуют о том, что постановка цели как бы меняет знак потребно­сти: с отрицательного (желание бросить работу) на положительный, т.е. побуждает продолжить деятельность до тех пор, пока цель не будет до­стигнута.


Многочисленные исследования Л. С. Выготско­го и его учеников  показали, что в период младшего школьного возраста все психические про­цессы и функции начинают приобретать внешне опо­средованный характер. Для того чтобы сознательно управлять своими психическими Процессами, в этом возрасте ребёнку ещё нужны некоторые средства, выступающие в качестве опоры. Младшие школь­ники способны гораздо более последовательно и целенаправленно думать, рассуждая вслух. Посред­ством речи они организуют своё мышление и свою деятельность.

Таким образом, в результате перехода к обучению в начальных классах школы у ребёнка формируется не только произвольность поведения, но и произ­вольный характер его познавательных психиче­ских процессов.


О произвольном характере процесса усвоения знаний свидетельствуют и исследования, проведён­ные в научной школе В. В. Давыдова. По данным этих исследований, усвоение знаний должно осу­ществляться в форме действий по образцу. Такие действия обязательно требуют сознательности и про­извольности их организации. Кроме того, необходим постоянный самоконтроль учащихся (сравнение своих действий с образцом).


Исследование психолога Э. А. Фарапоновой показало, что при экспериментальной организации обучения труду уже в I классе школьники могут само­стоятельно выделить учебную задачу по овладе­нию отдельными трудовыми операциями. Они спо­собны также овладеть умением планировать свою работу и контролировать свои действия. Такие же возможности были выявлены у младших школьников и при усвоении ими других учебных предметов.


Вот почему педагогика и методика обучения долж­ны опираться на психологические возможности детей младшего школьного возраста. И главная задача учителя (и других субъектов образовательного процесса!) за­ключается в том, чтобы в современной образовательной среде создать полноценные условия для упражнения и функционирования психических процессов и качеств лич­ности каждого ребёнка. Только в этом случае, по мнению Л. С. Выготского, обучение не будет плестись в хвосте психического развития младших школьников, а будет за­бегать вперёд этого развития и вести его за собой.


Таким образом, современная развивающая обра­зовательная среда должна являться важным условием совершенствования целей начального образования. Образование при этом понимается нами как форма, способ психического развития человека. «...По своему содержанию психическое развитие — это самостоя­тельный процесс, но протекает оно в формах обще­ния, присвоения, обучения и воспитания. Его следует рассматривать через призму связи содержания и формы, через диалектику их взаимопереходов».


В развивающей образовательной среде, которую должны проектировать все субъекты образователь­ного процесса (учителя, родители, администрация школы, практические психологи и управленцы си­стемы образования), необходимо развивать у млад­ших школьников важное личностное качество — про­извольность поведения и деятельности, на которое предстоит опираться и в последующем непрерывном образовании и самообразовании человека.


Показателями развития произвольности у младших школьников в современной образователь­ной развивающей среде являются:

•    упорство учащегося;

•    настойчивость;

•    умение преодолевать трудности в поведении и деятельности;

•    умение выполнять разные виды самообслужи­вающего труда и трудовые действия (посильные для этого возраста);

•    умение достигать цели, поставленные взрослыми;

•    умение самостоятельно ставить цели;

•    умение планировать своё поведение и деятель­ность;

•    умение контролировать своё поведение и дея­тельность;

•    умение управлять своим поведением и деятель­ностью;

•    произвольность психических процессов (памя­ти, мышления, устной и письменной речи на родном и других языках и др.).

Материал просмотрели:

Комментарии к новости:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Оставить комментарий!

26.05.2022
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

По какой программе учится Ваш ребенок? (2012/2013 учебный год)

Всего ответов: 1896


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Сегодня сайт посетили:
Наши партнеры

{login}