Игры для детей Все игры

Смешарики - Переправа

Смешарики - Переправа
Интеллектуальные игры для детей.
Развитие творческих и мыслительных способностей.

Смешарики - Догонялки

Смешарики - Догонялки
Развивающие игры для тех, кто любит скорость! Развивает координацию движений, точность и быстроту реагирования.
Программа индивидуальных и групповых занятий по игровой терапии для обучающихся 1-4 классов
Программа индивидуальных и групповых занятий по

игровой терапии для обучающихся 1-4 классов

педагога – психолога
МОУ «СОШ № 11» Г. Саратова
Ганюшкиной Ольги Анатольевны


          Пояснительная записка
Игротерапия – наиболее популярный метод, используеиый в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат , а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности.

М. Р. Битянова предлагает таблицу для соотнесения особенностей игры, как деятельности и ее психолого –>педагогических возможностей.

Игра как деятельность и ее психолого - педагогические возможности

Особенности игры как деятельности

Психолого – педагогические возможности игры

Игра – это внутренне мотивированная, самоценная для человека деятельность



В  игре ребенок чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой  природе, так  как естественное состояние человека – это состояние деятеля, инициатора собственного развития.

Ребенок включается в игру целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, своим жизненным опытом и творческими ресурсами.

Игра представляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, так как ребенок находиться в состоянии «максимальной готовности» к этому


Игра задает участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве

Игра представляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки

Игра позволяет почувствовать  себя свободным

Игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по-другому относиться к миру и себе

Игра – это совместная деятельность, предполагающая коллективную взаимозависимость и расширение личностных возможностей за счет привлечения потенциала других участников

Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, разрешению конфликтов путем сотрудничества. Учит человека видеть ситуацию глазами другого

В программе представлены различные формы и методы работы по игровой терапии: игры, психогимнастические упражнения направленные на формирование и развитие познавательных процессов, мотивационной, эмоциональной, личностной сфер и  сферы межличностных отношений, навыков планирования, самоконтроля, самооценки и саморегуляции.  Программа рассчитана на 5 часов, возрастная категория  7-10 лет.

Цель программы:

Оказать психологическую помощь детям, ориентируясь на индивидуальные особенности, закономерности психического развития.

Задачи программы:

1.Способствовать полноценному психическому и личностному развитию обучающихся.

2.Создать положительно-эмоциональный фон в различных видах деятельности обучающихся.

3.Снять эмоциональное напряжение во взаимодействии с окружающими людьми.

4.Создать атмосферу безопасности и поддержки.

Учебно-тематический план

№ п\п
Тема занятия
Кол-во часов
Виды и формы деят-ти

Цель занятия

1.«Знакомство» «Угадайте, кто это»  «Послушай»  

1Игра, упражнение

Установить эмоционально-положительный контакт между психологом и обучающимися

2.«Мимическая гимнастика» «Рыбалка» «Театр зверей»

1Психогимнастика игра

Снятие напряжения, развитие внимания, сокращение эмоциональной дистанции, раскрепощение обучающихся.

3.«Я могу» «Мои эмоции» «Ролевая гимнастика»

1Психогимнастика упражнение

Создание условий для осознания своих чувств, переживаний. Расширить представления о себе и окружающих.

4.«Сиамские близнецы» «Сотворение чуда» «Найди меня»

1Игра, упражнение

Развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

5.«Сочиняем историю» «Танец» «Тропинка» 

1Игра

Формирование выражения своей индивидуальности.

Занятия к программе:

«Знакомство» упражнение (Е. Лебеденко)

Цель: помочь детям в невербальной и вербальной формах выразить чувства связанные с собственным именем, формировать позитивное отношение к именам.

Проводиться с группой участников которые знакомы или плохо знакомы друг с другом.

Психолог объясняет детям способ запоминания новых имен: «Нужно представить, что имя напечатано у человека на лбу, и одновременно сказать: «Привет (доброе утро, добрый день)… имя!».

Дети встают в круг, поочередно называют свои имена и стараются запомнить имена друг друга, затем приветствуют других участников группы.

Психолог предлагает детям представить и обсудить, что могло бы произойти, если бы всех людей стали звать одинаково.

Время проведения – 15 минут.

«Угадайте, это кто?» игра (Е.Лебеденко)

Цель: оценить психоэмоциональное состояние; прояснить самооценку ребенка; формировать позитивное отношение к себе и окружающим.

Психолог предлагает детям догадаться, о ком он будет говорить. Затем давая описание внешности каждого ребенка, подчеркивает позитивные черты. Например: «У этой девочки светлые волосы, аккуратная прическа, красивые голубые глаза, родинка на щеке, милая улыбка» и т. д.

Время проведение – 10 минут.

«Послушай» упражнение (Н. Яковлева)

Это упражнение помогает детям обратить внимание на самого себя, на свои чувства и эмоции.

Психолог просит ребят сесть поудобнее и закрыть глаза. Сидим тихо – тихо и слушаем, что происходит вокруг нас, внутри нас. Прислушиваемся к своим ощущениям. Далее ученики делятся , что они чувствовали, чего хотели, что услышали.

Время проведения – 15 минут.

«Мимическая гимнастика» (Н. Яковлева)

Предложите участникам выбрать следующие мимические упражнения: сморщить лоб – расслабиться. Поднять брови – расслабиться. Сморщить лоб – поднять брови – расслабиться. Закрыть глаза – открыть и расширить глаза – поднять брови – раскрыть рот – расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри – расслабиться. Улыбнуться.

Время проведения – 5 минут.

«Рыбалка» игра (Т. Мазепина)

Цель: позволить детям чувствовать себя в коллективе свободней и раскованней.

Из группы участников выбирается «рыбак». А остальные участники «рыбки». Все участники разбегаются по сигналу во все стороны, а рыбак должен поймать кого – нибудь. Пойманный ребенок становиться помощником «рыбака», и  теперь они вместе, держась за руки, ловят «рыбок». Постепенно эта цепочка становиться все длиннее, а «рыбок» становиться все меньше. Игра заканчивается после того, когда остается один непойманный участник. Он и становиться победителем.

Время проведения – 15 минут.

«Театр зверей» игра (И. Лопухина)

Цель: раскрепощение участников.

В процессе этой игры участник, подражая движениям зверей, совершенствует и развивает выразительность своих движений.

«Зайчик»: Руки согнуты перед грудью, руки опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.

«Кошечка»: Встать на четвереньки, вытянуть правую «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть заднюю «лапу». Затем тоже левой ногой и рукой. Прогнуться.

«Ежик»: Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуть клубком»: присесть, обхватив руками колени, голову вниз.

«Петушок»: Шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками – «крыльями» по бокам. Голова высоко поднята.

«Воробушек»: Скачет на двух одновременно, потом «летит»: Бежит, размахивая руками – «крыльями», движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку: сесть на корточки и сгруппироваться.

«Лошадка»: Бьет копытом – поднимает и опускает ногу, скользя носком по полу вперед – назад. Затем скачет приставным галопом – приставляет на скоку одну ногу к другой. Бежит, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Голова поднята, корпус прямой.

Время проведения – 20 минут.

«Я могу» упражнение (Е. Лебеденко)

Цель: помочь детям расширить представления о себе, укрепить уверенность в своих возможностях.

Психолог предлагает участникам сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить что-то о себе хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.

Время проведения – 10 минут.

«Мои эмоции» упражнение (Т. Мазепина)

Цель:  развитие умения чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции.

Детям предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться , как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик – трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый ребенок, обрадоваться, как цветы солнышку, как птица весне.

Время проведения – 10 минут.

«Ролевая гимнастика» (Т. Мазепина)

Цель: эмоциональное оживление, расширение поведенческих ситуаций у ребенка.

а) Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом:
очень быстро;
шопотом;
со скоростью улитки;
как иностранец;
как робот.

б) Походи, как:
младенец;
лев;
пожилой человек.

в) Улыбнись как:
кот на солнышке;
само солнышко.

г) Посиди, как:
пчела на цветке;
наездник на лошади.

д) Попрыгай, как:
кузнечик;
козлик;
кенгуру.

е) Нахмурься, как:
осенняя туча;
рассерженная мама;
разъяренный лев.

Время проведения – 15 минут.

«Сиамские близнецы» игра (К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умение согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Участники разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного участника и левую другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования участники могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время нарисования -  5 - 6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

После игры с детьми проводиться беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Время проведения – 15 минут.

«Сотворение чуда» игра (Г. Широкова)

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» - карандаши.

Участники разбиваются на пары, у одного из них в руках  «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что – нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», - или предлагает что – то хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Время проведения – 15 минут.

«Найди меня» игра (Т. Мазепина)

Цель: развитие навыков общения.

Для проведения данной игры участники делятся на две команды, в одной из которых всем завязываются глаза. Группа с завязанными глазами ходит по комнате и находит детей из другой команды. Но нужно не просто найти друга, но и узнать его. Это можно сделать, ощупывая волосы, руки, одежду. После того, как друг найден и назван, участники меняются ролями.

Время проведения – 15 минут.

«Сочиняем историю» игра (Т. Мазепина)

Цель: выражение своей индивидуальности. Обучение адекватным способам взаимодействия, взаимопонимания.

Участники выбирают основную тему сказки, затем все садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку»,  начинают сочинять. Первый участник говорит первое предложение, второй – второе и т. д. В конце, когда сказка окончена, проводиться коллективное обсуждение, понравилась ли полученная сказка, что они чувствовали, сочиняя коллективно, что делали,  пытаясь поправить друг друга и  т. п.

Можно нарисовать коллективный рисунок по сочиненной сказке.

Время проведения – 20 минут.

«Танец» упражнение (Т. Мазепина)

Цель: формирование умения самовыражения индивидуальности.

Психолог предлагает детям потанцевать. Причем каждый танцует то, что сам хочет. Одно условие: ребенок должен выразить танцем какой – либо образ. Лучше, если он придумает образ сам. Психолог следит за тем, чтобы дети именно танцевали, а не изображали чувства мимикой.

Время проведения – 15 минут.

«Тропинка» игра (Т. Мазепина)

Цель: активизация воображения детей и положительных эмоций, формирование оптимистичного чувственного фона.

Все участники выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога они проходят определенные препятствия. Например: «Спокойно идем по тропинке… вокруг деревья, кусты, зеленая травка…Вдруг на тропинке появилась лужа… одна…вторая…снова идем спокойно…Перед нами ручей, а через него перекинут мостик с перилами… Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз… Два….Три… Вот и перешли болото и т. д. Вот и пришли! Молодцы!»

Время проведения – 15 минут.

«Ритуал прощания»

Цель: снятие напряжения, выработка механизмов эмпатии.

Инструкция: «Встаньте в круг, положите руки друг другу на плечи. Посмотрите друг на друга, поблагодарите и попрощайтесь».

Время проведения – 5 минут.

 

Материал просмотрели:

Комментарии к новости:

# mary196310 Среда, 00:00
smile
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Оставить комментарий!

14.11.2024
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

По какой программе учится Ваш ребенок? (2012/2013 учебный год)

Всего ответов: 1897


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Сегодня сайт посетили:
Наши партнеры

{login}