Факторы, влияющие на отношение подростков к учебе
Учебно - исследовательская деятельность является ведущей для учащихся средних общеобразовательных учреждений любого типа. В основном устойчивая учебная мотивация школьников формируется к концу обучения в IV классе.
Отношение подростков к учёбе дифференцировано и зависит от их интереса, уровня интеллекта, развития кругозора, личностного развития, объёма и прочности знаний. Наряду с этим, отношение подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к преподающему его учителю. Ребятам обычно нравятся те предметы, которые преподают их любимые педагоги. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но беспристрастных, которые по-доброму относятся к детям, ставят справедливые оценки, не разделяя класс на «любимчиков» и «нелюбимых». Особенно ценится несовершеннолетними эрудиция педагога, а также его умение правильно строить взаимоотношение с учащимися. Интерес к учёбе может снижаться по причине появления у ребят иных интересов за пределами школы.
Отношение подростка к учёбе в значительной степени предопределяется его отношениями с папой и мамой. Такие семейные факторы, как низкий культурно-образовательный уровень, девиантное поведение родителей, неправильное воспитание в семье, негативно сказываются на физическом и психическом развитии несовершеннолетних и их отношении к учёбе [3—5].
Подчеркнём, что помимо социально-психологических факторов, отношение подростков к учебной деятельности предопределяется и медицинскими факторами, к которым относятся состояние нервно-психического здоровья, особенности питания и др.
В подростковом возрасте проявлениями нервно-психической патологии чаще всего являются депрессия, нарушения поведения зависимости, расстройство адаптации. Депрессия характеризуется ухудшением настроения, ленью, раздражительностью, апатией, вялостью, грубостью. В состоянии депрессии подросток не может себя заставить сесть за уроки, ругая себя за лень и отсутствие силы воли. При отсутствии своевременного лечения несовершеннолетний начинает пропускать некоторые уроки, контрольные, а затем и вовсе прекращает посещать школу. Родители, педагоги, одноклассники расценивают такое поведение, как лень, распущенность, влияние дурной компании. Такого подростка наказывают в школе и дома, что лишь усугубляет ситуацию, так как несовершеннолетний становится драчливым, конфликтным, нетерпеливым, нередко приобщается к приёму психоактивных веществ, к антисоциальным группам.
Расстройства поведения — самостоятельные клинические формы, при которых у подростков существенно снижается мотивация к учёбе. Наиболее тяжёлыми проявлениями расстройств поведения являются: частые и тяжёлые вспышки гнева, неоднократные отказы выполнять требования взрослых; мстительность и озлобленность; использование оружия, которое способно причинить серьёзный физический вред другим людям (например, клюшка, кирпич, разбитая бутылка, нож, огнестрельное оружие); проявление физической жестокости по отношению к другим людям (например, связывание жертвы, нанесение ей порезов или ожогов); преднамеренное разрушение чужой собственности; преднамеренное разведение огня с риском или намерением причинить серьёзный ущерб; принуждение другого к половой жизни; совершение преступления на виду у жертвы); проникновение в чужие дома и автомобили и др.
Практика показывает, что репрессивные меры воздействия со стороны педагогов и родителей малоэффективны, а иногда и вовсе приводят к противоположному эффекту. В отношении к таким подросткам нужны терпение, чуткость. Важно переключить их внимание на другие виды деятельности, к которым они тяготеют: спорт, рисование и т. д. Родители должны хорошо знать всех друзей своего ребёнка. Несомненно, такие подростки обязательно должны получать психиатрическую и психотерапевтическую помощь.
Фактор питания во многом определяет умственную и физическую работоспособность. Соотношение белков, жиров, углеводов в суточном рационе пищи подростков должно составлять 1 :1 :4. Особенно велика роль белка. Хронический недостаток последнего в пище приводит к задержке психического, физического развития. Задержка психического развития в свою очередь негативно сказывается на учебной деятельности подростков и их мотивации к учёбе.
С целью изучений отношения подростков к учебной деятельности нами были обследованы 166 подростков IX классов общеобразовательных школ, из них мальчиков — 87 (52,40 %), девочек — 79 (47,60 %).
Результаты исследования приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1.Отношение к учебной деятельности учащихся IX классов общеобразовательных школ
Нравится ли учиться?
да
нет
затрудняюсь ответить
не указано
81 (48,80 %)
26
(15,66%)
59
(35,54 %)
0 (0 %)
Таблица 2. Причины негативного и неопределённого отношения к учебной деятельности учащихся IX классов общеобразовательных школ (допускается несколько вариантов ответа)
Причины негативного или неопределённого отношения к учёбе
Количество
Плохие отношения с учителями
10 (11,00%)
Плохие отношения со сверстниками
8 (9,00 %)
Трудности в понимании изучаемого предмета(ов)
25 (29,41 %)
Не интересно учиться вообще
18 (21,00%)
Другое
27 (31,00%)
Не указано
12 (14,12%)
Из 166 подростков общеобразовательных школ на вопрос «Нравиться ли учиться?» положительный ответ дали 81 (48,80 %), отрицательный — 26 (15,66 %), 59 (35,54 %) опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос. Наиболее частой причиной отрицательного и неопределённого отношения к учёбе (29,41 %) были названы трудности в понимании изучаемого предмета (предметов). Отсутствие интереса к учёбе имело место у 18 (21 %) несовершеннолетних. Наиболее частыми причинами, указанными в разделе «Другое», были «лень», «надоело», «плохое настроение», «сильная усталость», составившие 21 % всех ответов. Указанные жалобы свидетельствуют о психическом неблагополучии, в частности депрессии и астении у подростков. Такие причины, как плохие отношения с учителями и со сверстниками, были менее значимыми и составили соответственно 11 и 9 %.
Выводы:
1. Негативное и неопределённое отношение подростков к учебной деятельности в ряде случаев предопределяется социально-психологическими факторами: неинтересно учиться, плохие отношения с учителями и со сверстниками. 2. Наиболее частые причины отрицательного и неопределённого отношения к учёбе (трудности в понимании изучаемого предмета(ов), другие) предопределены медицинскими факторами — депрессией, астенией. 3. Педагоги, прежде всего педагоги социальные, должны учитывать специфику указанных причин, помимо социально-психологической работы с такими подростками, они обязательно должны содействовать оказанию психиатрической помощи.
[ Регистрация | Вход ]