Игры для детей Все игры

Смешарики - Вратарики

Смешарики - Вратарики
Развивающие игры для любителей футбола. 

Смешарики - Переправа

Смешарики - Переправа
Интеллектуальные игры для детей.
Развитие творческих и мыслительных способностей.
Социально-психологическое сопровождение

Факторы, влияющие на отношение подростков к учебе

Учебно - исследовательская деятельность является ведущей для учащихся средних общеобразовательных учреждений любого типа. В основном устойчивая учебная мотивация школьников формируется к концу обучения в IV классе.

Отношение подростков к учёбе дифференциро­вано и зависит от их интереса, уровня интеллекта, развития кругозора, личностного развития, объ­ёма и прочности знаний. Наряду с этим, отноше­ние подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к преподающему его учителю. Ребятам обычно нравятся те предме­ты, которые преподают их любимые педагоги. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но беспристрастных, которые по-доброму относятся к детям, ставят справедливые оценки, не разделяя класс на «любимчиков» и «нелюбимых». Особенно ценится несовершеннолетними эрудиция педагога, а также его умение правильно строить взаимоот­ношение с учащимися. Интерес к учёбе может сни­жаться по причине появления у ребят иных инте­ресов за пределами школы.

Отношение подростка к учёбе в значительной степени предопределяется его отношениями с папой и мамой. Такие семейные факторы, как низкий культурно-образовательный уровень, девиантное поведение родителей, неправильное воспитание в семье, негативно сказываются на физическом и психическом развитии несовершеннолетних и их отношении к учёбе [3—5].

Подчеркнём, что помимо социально-психологи­ческих факторов, отношение подростков к учеб­ной деятельности предопределяется и медицин­скими факторами, к которым относятся состояние нервно-психического здоровья, особенности пита­ния и др.

В подростковом возрасте проявлениями нервно-психической патологии чаще всего являются депрессия, нарушения поведения зависимости, рас­стройство адаптации. Депрессия характеризуется ухудшением настроения, ленью, раздражительно­стью, апатией, вялостью, грубостью. В состоянии депрессии подросток не может себя заставить сесть за уроки, ругая себя за лень и отсутствие силы воли. При отсутствии своевременного лечения несовершеннолетний начинает пропускать некото­рые уроки, контрольные, а затем и вовсе прекра­щает посещать школу. Родители, педагоги, одно­классники расценивают такое поведение, как лень, распущенность, влияние дурной компании. Такого подростка наказывают в школе и дома, что лишь усугубляет ситуацию, так как несовершеннолетний становится драчливым, конфликтным, нетерпели­вым, нередко приобщается к приёму психоактив­ных веществ, к антисоциальным группам.

Расстройства поведения — самостоятельные клинические формы, при которых у подростков существенно снижается мотивация к учёбе. Наи­более тяжёлыми проявлениями расстройств поведения являются: частые и тяжёлые вспышки гнева, неоднократные отказы выполнять требования взрослых; мстительность и озлобленность; использование оружия, которое способно причинить серьёзный физический вред другим лю­дям (например, клюшка, кирпич, разбитая бутыл­ка, нож, огнестрельное оружие); проявление физи­ческой жестокости по отношению к другим людям (например, связывание жертвы, нанесение ей по­резов или ожогов); преднамеренное разрушение чужой собственности; преднамеренное разведе­ние огня с риском или намерением причинить серьёзный ущерб; принуждение другого к половой жизни; совершение преступления на виду у жертвы); проникновение в чужие дома и автомобили и др.

Практика показывает, что репрессивные ме­ры воздействия со стороны педагогов и родите­лей малоэффективны, а иногда и вовсе приводят к противоположному эффекту. В отношении к таким подросткам нужны терпение, чуткость. Важно пе­реключить их внимание на другие виды деятельности, к которым они тяготеют: спорт, рисование и т. д. Родители должны хорошо знать всех друзей своего ребёнка. Несомненно, такие подростки обязательно должны получать психиатрическую и психотерапевтическую помощь.

Фактор питания во многом определяет умствен­ную и физическую работоспособность. Соотношение белков, жиров, углеводов в суточном рацио­не пищи подростков должно составлять 1 :1 :4. Особенно велика роль белка. Хронический недо­статок последнего в пище приводит к задержке психического, физического развития. Задержка психического развития в свою очередь негативно сказывается на учебной деятельности подростков и их мотивации к учёбе.

С целью изучений отношения подростков к учебной деятельности нами были обследованы 166 подростков IX классов общеобразовательных школ, из них мальчиков — 87 (52,40 %), девочек — 79 (47,60 %).

Результаты исследования приведены в табли­цах 1 и 2.

Таблица 1.Отношение к учебной деятель­ности учащихся IX классов общеобразовательных школ

Нравится ли учиться?

да

нет

затруд­няюсь ответить

не указа­но


81 (48,80 %)

26

(15,66%)

59

(35,54 %)

0 (0 %)

Таблица 2. Причины негативного и нео­пределённого отношения к учебной деятель­ности учащихся IX классов общеобразователь­ных школ (допускается несколько вариантов ответа)

Причины негативного или неопределённого отношения к учёбе

Количество

Плохие отношения с учителями

10 (11,00%)

Плохие отношения со сверстниками

8 (9,00 %)

Трудности в понимании изучаемого предмета(ов)

25 (29,41 %)

Не интересно учиться вообще

18 (21,00%)

Другое

27 (31,00%)

Не указано

12 (14,12%)

Из 166 подростков общеобразовательных школ на вопрос «Нравиться ли учиться?» положительный ответ дали 81 (48,80 %), отрицательный — 26 (15,66 %), 59 (35,54 %) опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос. Наибо­лее частой причиной отрицательного и неопределённого отношения к учёбе (29,41 %) были назва­ны трудности в понимании изучаемого предмета (предметов). Отсутствие интереса к учёбе имело место у 18 (21 %) несовершеннолетних. Наиболее частыми причинами, указанными в разделе «Дру­гое», были «лень», «надоело», «плохое настроение», «сильная усталость», составившие 21 % всех отве­тов. Указанные жалобы свидетельствуют о психи­ческом неблагополучии, в частности депрессии и астении у подростков. Такие причины, как плохие отношения с учителями и со сверстниками, бы­ли менее значимыми и составили соответственно 11 и 9 %.

Выводы:

1. Негативное и неопределённое отношение под­ростков к учебной деятельности в ряде случаев предопределяется социально-психологическими факторами: неинтересно учиться, плохие отношения с учителями и со сверстниками. 2. Наиболее частые причины отрицательного и неопределённого отношения к учёбе (труд­ности в понимании изучаемого предмета(ов), другие) предопределены медицинскими фак­торами — депрессией, астенией. 3. Педагоги, прежде всего педагоги социальные, должны учитывать специфику указанных при­чин, помимо социально-психологической ра­боты с такими подростками, они обязательно должны содействовать оказанию психиатри­ческой помощи.

Материал просмотрели:

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Оставить комментарий!

26.05.2022
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

По какой программе учится Ваш ребенок? (2012/2013 учебный год)

Всего ответов: 1896


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Сегодня сайт посетили:
Наши партнеры

{login}