Смешарики - Переправа
Развитие творческих и мыслительных способностей.
Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: - систематизация и обобщение полученных знаний;
- умение определять способы синтаксической связи в словосочетаниях,
конструировать их;
-закрепление понятия о строении и грамматическом значении словосочетаний;
- повторение морфологических, грамматических и произносительных норм
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Ход урока
I. Мотивационно – организационный этап, целеполагание
II. Трудные случаи при выполнении домашнего задания
III. Акцентуализация знаний
- Сейчас мы с вами побываем в стране Ошиблике. И вас здесь ждут испытания. Вот первое.
Когда мы подъедем к городу, вы увидите вот такой текст (написан на доске). Скажите, в чем его необычность?
Очень – очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку.
Кот в очках читает книжку.
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
– Вот что значит запятая! (Б.Заходер.)
– Интересно, а при чем тут запятая?
– Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания? Докажите примерами.
– Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются в неразрывной связи?
– Зачем нужны знаки препинания на письме?
Вывод: знаки препинания нужны в тексте для того, чтобы пишущий мог точно и ясно выразить свои мысли, а слушающий мог точно их понять.
IV. Отработка умений устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, сравнивают слова и словосочетания, вычленяют словосочетания из предложений.
1) Теоретическая разминка:
- Словосочетание – это…
- Словосочетание состоит…
- Вопрос в словосочетании ставится …
- Слова в словосочетании связываются…
2) Постановка и решение проблемной ситуации
(На доске записаны слова)
Степь, глухой, над, путь, неизвестный, в, облака, цепью, бесконечный, плыть.
Над глухой степью
в неизвестный путь
бесконечной цепью
облака плывут. И.Никитин.
– Как вы думаете, имеет ли смысл текст, написанный в первом столбике? А имеет ли смысл текст во втором столбике? Почему же? (Слова, взятые в отдельности - это просто набор слов, обозначающих предметы, признаки, действия, явления … Они не могут являться высказываниями. Для того, чтобы они стали высказываниями, их нужно соединить по смыслу и согласовать по форме. Из таких словосочетаний и слов образуются предложения. А предложения, связанные по смыслу, образуют текст.)
3) Понятие главного и зависимого слова в словосочетании
1. Теоретическая разминка:
- Согласование – это такой вид связи…
- Управление – это такой вид связи…
- Примыкание – это такой вид связи…
2. В этих словосочетаниях зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей:
а) идти с братом б) идти полем в) тепло встретиться г) встретиться с другом
д) читать выразительно е) читать книгу
- В этих словосочетаниях главное слово выражено именем существительным:
а) красные щеки б) красные от мороза в) способный ученик г) способный к математике
д) добрый ко всем е) добрый мальчик
- В этих словосочетаниях слова связаны по смыслу:
а) выполнял спокойно б) любовь к природе в) нарушать тишину г) страницы книги
д)тихо шептать е)говорить улыбаясь
V. Понятие о словах, не являющихся словосочетаниями. Обращаю внимание на то, что (по мнению авторов учебника) не являются словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого, однородные члены предложения, существительные с предлогом и не связанные по смыслу слова
- Словосочетаниями не являются:
а) руки человека б) руки сделали в) превратили земли г) раздвинули леса д)могучие реки е) посмотрел мальчик
- Из этих слов нельзя составить словосочетания:
а) редкостный, достоинства б) экземпляр, редкостный в) экземпляр, грустный
г) острый, боль д) глубокий, любовь е) ласковый, достоинство
– Почему нельзя составить словосочетание из всех пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетание).
VI. Физкультминутка
VII. Орфоэпическая разминка. Поставьте ударение, правильно произнесите:
Вечеря, договор, украинский, дремота, зевота, форзац,столяр, свекла, верба, мельком, оптовый, бармен, знамение, туфля, гренки
VIII. Практические задания:
1) Составить возможные словосочетания со связью согласование и управление. Записать их, определить род, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетания. (слова записаны на доске).
Тюль, шампунь, домишко, простыня, ботинок, туфля, рояль, мозоль
2) - Из данных слов составить словосочетания, определите вид связи:
Говорить громко
Декламировать долго
Плавать искусно
Талантливый очень
Аккуратный чрезвычайно
IX. Составить словосочетания по данным схемам:
Прил+сущ
Мест+сущ
Сущ+сущ
Глаг+сущ
Прил+сущ
Глаг+нар
Нар+прил
X. Заключительный этап урока. Систематизация знаний. Подведение итогов.
*Какие вы знаете типы подчинительной связи в словосочетании?
*Закончите предложения:
-Я уже знаю, что…
-Я уже знаю, как…
-Я уже знаю, для чего…
-Я уже знаю, из чего…
-Я уже знаю, о чем…
-Я уже знаю, какие…
XI. Домашнее задание:
[ Регистрация | Вход ]