Игры для детей Все игры

Смешарики - Гусеница

Смешарики - Гусеница
Игры - считалки.
Учимся считать вместе с гусеницей

Смешарики - Переправа

Смешарики - Переправа
Интеллектуальные игры для детей.
Развитие творческих и мыслительных способностей.
русский язык
 

Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании»

 

Цели: - систематизация и обобщение полученных знаний;

            - умение определять способы синтаксической связи в словосочетаниях,

              конструировать их;

            -закрепление понятия о строении и грамматическом значении словосочетаний;

            - повторение морфологических, грамматических и произносительных  норм

 Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

 Ход урока

 I. Мотивационно – организационный этап,  целеполагание

 II. Трудные случаи при выполнении  домашнего задания

 III. Акцентуализация знаний

- Сейчас мы с вами побываем в стране Ошиблике. И вас здесь ждут испытания. Вот первое.

Когда мы подъедем к городу, вы увидите вот такой текст (написан на доске). Скажите, в чем его необычность? 

Очень – очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку.

Кот в очках читает книжку.

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

– Вот что значит запятая! (Б.Заходер.)

 

– Интересно, а при чем тут запятая?

– Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания? Докажите примерами.

– Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются в неразрывной связи?

– Зачем нужны знаки препинания на письме?

Вывод: знаки препинания нужны в тексте для того, чтобы пишущий мог точно и ясно выразить свои мысли, а слушающий мог точно их понять.

IV. Отработка умений устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, сравнивают слова и словосочетания, вычленяют словосочетания из предложений.

1) Теоретическая разминка:

- Словосочетание – это…

- Словосочетание состоит…

- Вопрос в словосочетании ставится …

- Слова в словосочетании связываются…

2) Постановка и решение проблемной ситуации

(На доске записаны слова)

Степь, глухой, над, путь, неизвестный, в, облака, цепью, бесконечный, плыть.  

Над глухой степью

в неизвестный путь

бесконечной цепью

облака плывут.    И.Никитин.

 – Как вы думаете, имеет ли смысл текст, написанный в первом столбике? А имеет ли смысл текст во втором столбике? Почему же? (Слова, взятые в отдельности - это просто набор слов, обозначающих предметы, признаки, действия, явления … Они не могут являться высказываниями. Для того, чтобы они стали высказываниями, их нужно соединить по смыслу и согласовать по форме. Из таких словосочетаний и слов образуются предложения.  А предложения, связанные по смыслу, образуют текст.)

3) Понятие главного и зависимого слова в словосочетании

1. Теоретическая разминка:

- Согласование – это такой вид связи…

- Управление – это такой вид связи…

- Примыкание – это такой вид связи…

2.  В этих словосочетаниях зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей:

а) идти с братом   б) идти полем   в) тепло встретиться   г) встретиться с другом  

д) читать выразительно   е) читать книгу

- В этих словосочетаниях главное слово выражено именем существительным:

а) красные щеки   б) красные от мороза   в) способный ученик   г) способный к математике

д) добрый ко всем   е) добрый мальчик

-  В этих словосочетаниях слова связаны по смыслу:

а) выполнял спокойно   б) любовь к природе   в) нарушать тишину   г) страницы книги               

д)тихо шептать   е)говорить улыбаясь

V. Понятие о словах, не являющихся словосочетаниями. Обращаю внимание на то, что (по мнению авторов учебника) не являются словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого, однородные члены предложения, существительные с предлогом и не связанные по смыслу слова

- Словосочетаниями не являются:

а) руки человека       б) руки сделали     в) превратили земли    г) раздвинули леса    д)могучие реки         е) посмотрел мальчик

- Из этих слов нельзя составить словосочетания:

а) редкостный, достоинства   б) экземпляр, редкостный   в) экземпляр, грустный

г) острый, боль   д) глубокий, любовь   е) ласковый, достоинство

– Почему нельзя составить словосочетание из всех пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетание).

VI. Физкультминутка

VII. Орфоэпическая  разминка. Поставьте ударение, правильно произнесите:

Вечеря, договор, украинский, дремота, зевота, форзац,столяр, свекла, верба, мельком, оптовый, бармен, знамение, туфля, гренки 

VIII. Практические задания:

1) Составить возможные словосочетания со связью согласование и управление. Записать их, определить род, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетания. (слова записаны на доске).

Тюль, шампунь, домишко, простыня, ботинок, туфля, рояль, мозоль

2) - Из данных слов составить словосочетания, определите вид связи:

Говорить                 громко

Декламировать      долго

Плавать                   искусно

Талантливый          очень

Аккуратный           чрезвычайно 

IX. Составить словосочетания по данным схемам:

Прил+сущ

Мест+сущ

Сущ+сущ

Глаг+сущ

Прил+сущ

Глаг+нар 

Нар+прил 

X. Заключительный  этап  урока. Систематизация знаний. Подведение итогов.

*Какие вы знаете типы подчинительной связи в словосочетании?

*Закончите предложения:

-Я уже знаю, что…

-Я уже знаю, как…

-Я уже знаю, для чего…

-Я уже знаю, из чего…

-Я уже знаю, о чем…

-Я уже знаю, какие…

XI. Домашнее задание:

 

 

 

 

 

 

Материал просмотрели:

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Оставить комментарий!

21.12.2024
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

По какой программе учится Ваш ребенок? (2012/2013 учебный год)

Всего ответов: 1897


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Сегодня сайт посетили:
Наши партнеры

{login}