Использование игровых технологий при изучении словарных слов
Использование активных форм обучения содействует развитию у младших школьников познавательного интереса. Когда ребёнок является не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса, тогда он прочно и глубоко усваивает знания, добытые своим трудом.
Основной активной формой обучения на уроках русского языка является игра. Использование игровых технологий решает множество задач: они развивают у учащегося познавательный интерес к предмету, активизируют его учебную деятельность на уроках, способствуют становлению творческой личности. Многие из игр дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по языкам, обеспечив при этом лёгкость и непринуждённость при усвоении учебного материала. Игры можно применять на всех этапах урока, начиная с организационного момента и заканчивая подведением итогов и рефлексией.
Словарные слова русского языка – тема очень непростая, сложная. Моя работа по накоплению, систематизации и применению игровых приёмов на уроках русского языка была сконцентрирована на изучение именно словарных слов, поскольку эта категория слов является одной из самых сложных. В течение всего периода обучения в начальных классах учащиеся должны запомнить около 200 словарных слов. С ними школьники встречаются уже в I классе.
Однако наблюдения показывают, что учащиеся, окончившие начальную школу, допускают ошибки в написании словарных слов. Формирование данного навыка во многом зависит, с одной стороны, от активного словарного запаса младших школьников, с другой — от формы, в которой учитель преподносит словарные слова для запоминания. Использование игровых моментов, занимательного материала активизирует учащихся, приводя к положительному результату — грамотному письму.
Прежде всего я обратила внимание на зрительное запоминание слов (как известно, у первоклассников наглядно-образное мышление). К методу графических ассоциаций, или мнемотехнике, можно отнести использование ребусов, рисунков, группировок слов, которые вызывают определённые ассоциации. Суть данного метода заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа — картинки. Она легко запоминается и также легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова становится игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
К зрительному запоминанию можно отнести и такой приём, как «Аленький цветочек». На протяжении нескольких уроков собираются слова, в которых надо запомнить написание определённой буквы. Каждое слово учитель записывает на отдельном лепестке, выделяя графически — ярко и размером — непроверяемую букву. На конце лепестка размещается предметная картинка к данному слову. Все лепестки собираются в «аленький цветочек», на сердцевине которого пишется красивая общая во всех словах буква для запоминания. Яркие «цветы» размещаются в классе: на одной стене слова из русского языка, на другой — из белорусского. Таким образом, запоминание словарных слов происходит в процессе активной творческой работы по составлению «аленьких цветочков» и ежедневного их рассматривания.
Во фразах, составленных с использованием метода звуковых ассоциаций, употребляются словарные слова и слова, в которых запоминаемая буква присутствует в созвучиях под ударением:
- На завтракрак кричит ура!
- Дед в деревне.
-Машина у Маши.
- Дети дежурные.
- Пенал моют пеной.
- Павел в пальто.
- Костя в костюме.
-Собака Соня.
- Лопата сломана.
- Сороке сорок лет.
В этом случае слова называют не проверочными, а словами-подсказками. Одновременно можно придумать и сказку, например как грязный пенал мыли пеной, девочка Маша очень любила играть с машиной, как жила маленькая собачка по имени Соня и т.д. Данные сочетания слов можно проиллюстрировать.
Широко используются при изучении словарных слов всем известные стихотворные «запоминалки-рифмовки». Дети могут не обратить внимания на смысл рифмовки, при этом она остаётся в памяти на долгие годы. Например, правило
жи, ши пиши с и
со школьной скамьи помнит каждый взрослый!
Так и с рифмовками в словарных словах: выучив их однажды, ученик будет помнить их всегда и непроизвольно применять на практике. Приведу пример некоторых «запоминалок-рифмовок»:
Шёл дождь на сотне мягких лап.
Стучали капельки кап-кап!
Как только кап-кап-кап звучало,
Капуста сразу подрастала.
Берёза так была бела,
Что буква е из слова «белый»
К ней незаметно перешла
И уходить не захотела.
Диван, пианино, рисунок, пион,
Ситро, лимонад, кипяток и бидон,
Гирлянда, фиалка, сирень и лимон,
Милиция, митинг, пилот, миллион,
Минута, нигде, никогда, никуда —
Ты с буквочкой и напиши-ка всегда.
Корзина, котлета, копейка, корыто,
Горох, помидор, огурец и копыто.
Баран, гараж, газета,
Пальто, завод, ракета,
Магазин, базар, батон,
Пассажир, багаж, вагон.
Проведя наблюдение, проанализировав достигнутые результаты при изучении словарных слов русского языка, я убедилась в целесообразности использования игровых технологий на уроках русского языка и необходимости введения их в образовательный процесс. Они не только способствуют улучшению качества знаний младшего школьника, но и затрагивают не менее важную сторону его личности: эмоциональный внутренний мир. Ведь ученик не только учится, он ещё и радуется своим успехам, стремится познать новое с интересом.
Использование игровых технологий — реальная потребность современного педагога, заинтересованного в формировании всесторонне развитой личности.
ПРИМЕРЫ ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ
ПРИМЕР ЗВУКОВОЙ АССОЦИАЦИИ
«Га-га-га!» — помчались гуси
К Печкину с рассветом.
«Га-га-га! — они просили,
— Дайте нам газету!»
Е. К. Толкач, учитель Олехновичской СШ Молодечненского района Минской области
[ Регистрация | Вход ]