Игра - тренажер для глаз "Грибная охота"
Проверь свою зоркость.
Наводи мышку и кликай на грибы.
Смешарики - Переправа
Развитие творческих и мыслительных способностей.
Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики и русского языка
Емельянова Светлана Петровна
Учитель средней школы №19 г. Орши РБ
Какие приёмы, методы и формы можно использовать на уроках для активизации и формирования познавательного интереса учащихся? Рассмотрим некоторые из них.
Число и классная работа
Каждый день ученики записывают в тетрадь дату учебного занятия и вид работы, делая это без особого желания и интереса. А можно уже с первых минут урока рассмотреть число как математическую единицу.
Например: 23 сентября — Сколько в числе 23 десятков и единиц? Сколько единиц нужно добавить, чтобы стало 3 десятка? 5 десятков? Что можете сказать о числе? (Оно двузначное, нечётное, в нём 2 десятка и 3 единицы.) И т.п.
На уроке математики дата 23 сентября «превращается» в некие единицы измерения, с которыми нужно быстро «поработать», чтобы урок успешно начался.
На уроке русского языка дата, записанная в тетради, может стать «мостиком» к следующему виду работы (чистописанию, словарной работе, определению темы урока и т.д.).
— Сколько букв потребуется для написания слова сентября? Какие слова являются словарными? Как слово классная разделить для переноса? Какую букву нужно заменить в слове работа, чтобы получилось слово, обозначающее желание оказывать помощь кому-нибудь? (Забота.) И т.п.
Такие упражнения в начале урока активизируют учащихся, дают возможность переключиться на данный урок, способствуют развитию внимания, вызывают интерес (ведь это не так, как обычно).
Нескучное чистописание
2, 9, 4, 8 ,6 ..,, ...
Прочитай числа. Найди закономерность. (2 + 2 = 4, 4 + 2 = 6, 9 - 1 = 8.) Выбрать лишнее и объяснить (лишнее число 9, так как оно нечётное, а все остальные — чётные). Дополнить числовой ряд. (2, 9, 4, 8, 6, 7, 8, 6 10.)
Чистописание на уроке математики может быть и повторением таблицы умножения и деления какого-либо числа.
Что объединяет буквы? Записать буквы звонких согласных звуков, составляющих пару по звонкости-глухости. На каждую букву записать словарное слово. И т.п.
Неотъемлемой частью урока математики является устный счёт. Учащиеся могут проверить себя, работая в парах.
Например. У пары на парте два конвертика с карточками (20 карточек размером 5x3 см), на которых записаны примеры (табличные случаи умножения и деления, внетабличные, на сложение и вычитание в пределах 100 и т.д.) с правильными ответами.
42 : 6 = 7 | 11 —5 = 6
Ученик (вариант 1) смотрит на карточку, читает пример соседу, сосед устно считает и даёт ответ. Ученик сверяет ответ соседа с тем ответом, который написан на его карточке, оценивает словесно («правильно», «молодец») и приступает к следующему примеру. Затем по сигналу учителя учащиеся меняются ролями).
Аналогичную можно организовать и на уроках русского языка. На карточках словарные слова (набор), слова с безударными гласными, проверяемые ударением (набор).
Ло_ка – лоДочка – лоДка помидор х_лмами – хОлм - хОлмами
Отбор содержания и организация обучения
Планируя урок, я изучаю содержание и стараюсь максимально «подстроить» его под тему урока.
Например, урок математики в III классе, тема «Задачи в косвенной форме». В учебнике одна задача для ознакомления и одна для выполнения дома. Как отработать умение решать задачи в косвенной форме? Можно использовать другие номера из учебника. Например, № 3 — уравнения.
- Прочитать уравнение в косвенной форме. (Получили число 64, что в 8 раз больше числа х; известно число 72, это в 9 раз больше числа а; есть число 100, оно на 64 больше числа х.)
- Переходы от номера к номеру формулирую так: «Вы решили № 3, это на 4 меньше, чем номер следующего задания. Какой номер следующий? И т.д.
При решении задач предлагаю учащимся дополнительные задания.
Задача. Для украшения класса к Новому году ребята вырезали 50 снежинок. 1/5 часть всех снежинок развесили по классу, а остальными украсили окна. Сколько снежинок наклеили на окна?
Задание: выбрать из предложенных числовых выражений и вопросов только те, которые подойдут к решению данной задачи.
Решение Вопросы
50 : 5 = 10 Сколько снежинок развесили по классу?
50 - 10 = 40 Сколько снежинок наклеили на окна?
50 - 5 = 45 Сколько всего снежинок вырезали дети?
50 + 10 = 60 Во сколько раз больше снежинок наклеили на окна, чем
развесили
40: 10 = 4 по классу?
- Как изменится вопрос в задаче, если появится действие 40 : 10 = 4?
- Какой вопрос не требует вычислений? И т.д.
Для урока по теме «Закрепление изученного» можно использовать карточки для индивидуальной работы по вариантам. В колонке «Баллы» учащиеся обводят в кружок балл, полученный за выполнение этого задания. Например: допустил 1 ошибку в вычислении — 8 баллов, обводит в кружок цифру 8.
№ п/п | Задания В-1 | Баллы | |||
1 | 2 | 3 | |||
1 | Вспомни табличные случаи умножения и деления. Реши примеры. 6-4= 8-3= 4-4= 6-8= 8-5= 45:5= 32:4= 42:7= 12:3= 40:4 = Сравни свою работу с эталоном. Оцени (обведи в кружок набранное количество баллов). | 2 б. — без ошибок; 1 б. —1-2 ошибки; 0 б. — более 2 ошибок. | |||
2 | Вспомни порядок действий в выражениях. Найди значение выражения. 70 + 16 : 2= 45 - 16 : 4= 24 : 6 ■ 0 = Сравни свою работу с эталоном. Оцени (обведи в кружок набранное количество баллов). | 6 6. — без ошибок; 4 б. — 1 ошибка; 2 б. — 2 ошибки; 0 б. — 3 ошибки. | |||
3 | Реши задачу. Если затрудняешься, обратись к «столу-помощнику». Папе 32 года, а его сыну 8 лет. Во сколько раз папа старше сына? Сравни свою работу с эталоном. Оцени (обведи в кружок набранное количество баллов). | 4 б. — без ошибок; 3 б — ошибка в пояснении; 2 б. — ошибка в вычислении; 0 б. — не верно. | |||
4 | Реши задачу. Если затрудняешься, обратись к «столу-помощнику». Вова решил 32 примера, а Костя — в 4 раза меньше. Сколько примеров решили оба мальчика ? Подойди к учителю для проверки. Оцени (обведи в кружок набранное количество баллов). | 10 б. — без ошибок; минус 2 б. за каждую ошибку 8 6. 6 6. 4 6. 2 6. Об. | |||
5 | Реши уравнение. Если затрудняешься, обратись к «столу-помощнику». х • 6 = 54 проверка 25 + х = 50 проверка Сравни свою работу с эталоном. Оцени (обведи в кружок набранное количество баллов). | 8 б. — без ошибок 2 уравнения; 4 6. — без ошибок 1 уравнение или и 2 ошибки в 2 уравнениях; 6 б. — 1 ошибка в 2 уравнениях. | |||
6 | Подсчитай общее количество баллов. Запиши в таблицу. Определи свою отметку за урок (по ключу). |
Учащиеся читают задания и определяют, какие умения будут закреплять на уроке. (Знание табличных случаев деления и умножения, умение решать задачи на кратное сравнение и т.д)
Учитель объясняет порядок выполнения работы:
1) прочитать задание, которое будете выполнять;
2) ознакомиться со способом проверки (эталоны развешиваются с обратной стороны доски) и оценивания;
3) подойти к «столу-помощнику», если в чём-то сомневаетесь (перед тем, как выполнять работу). На «столе-помощнике» для каждого задания есть советы
по его выполнению. Например.
Задание 1. Вспомни тот пример из таблицы умножения, который ты знаешь, попробуй прибавлять или отнимать от известного тебе результата первый множитель (6-4 = ?6-5 = 30 30-6 = 24). Не забудь выполнить проверку: 24 : 4 = 6.
Задание 2
дальше слева направо
Задание 3
Подумай, сколько раз число 8 укладывается в числе 32. Как найти это число?
Задание 4
1. Узнай сколько примеров решил Костя (для этого подумай, что значит «на ... больше).
2. Теперь подумай, как ответить на вопрос задачи, если ты знаешь сколько примеров решил Вова и сколько примеров решил Костя?
И так к каждому заданию. Ученик сам определяет, нужна ему помощь или нет и в каких заданиях.
Ключом для оценивания является «шкала оценивания» комбинированной работы, которая вывешивается на доску.
На таких уроках каждый учащийся работает в своём темпе, он успешен, имеет отметку за урок, а главное , самостоятельно определяет степень своих затруднений и самостоятельно их решает (не исключенапомощь учителя). Для учащихся, которые справились с работой раньше, имеются карточки с заданиями со звездочкой.
От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, памяти.
Кстати, о памяти. Работа разных видов памяти подчиняется общим законам.
- Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Для хорошего запоминания удобно использовать ключевые слова, схемы, рисунки и таблицы.
- Закон интереса: интересное запоминается легко.
- Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от созданного образа, тем прочнее само запоминание.
Мои ученики безошибочно пишут словарные слова. Что помогает запомнить их написание?
Можно придумать веселые истории:
ПОМИДОР: полный, милый.
КАРТОФЕЛЬ: летела ворона, увидела картофель, каркнула от радости, клюнула и произнесла: «ФЕ!»
Запоминать написание помогают необычные рисунки. Пользуясь Интернетом,
несложно найти нужную картинку, а затем прямо на ней следует дорисовать детали, которые помогают лучше запомнить написание слова.
КАРТИНА. На картинке изображение самолёта, который вот-вот раскроет рот и скажет: «Как высоко!!!» (подрисовываю).
ОГУРЕЦ. На картинке огурец, в разрезе похожий на сердце. Увидев его, ученики восклицают: «О-о-о!!!», поэтому и огурец.
КРАПИВАв крапинку (рисую крапинки на листочках).
Очень важно действия выполнять не заранее, а перед учениками, так как это способствует более прочному запоминанию.
На последующих уроках слова повторяются по историям или картинкам устно (ведь у каждого ученика по разному «работает» память). Для этого перед уроком картинки развешиваются по всему классу и используются как зрительная гимнастика («Смотрим в левый верхний угол стены перед собой. Какое слово спряталось? Переводим взгляд в верхний правый угол» и т.д.) или физкультминутка («Подойдите к картинке, по которой мы запоминали слово «лягушка», пропойте, как наша лягушка, попрыгайте» и т.д.).
И только через несколько уроков ученики пишут словарные слова на безударные гласные, проверяемые ударением, под диктовку в тетради.
Аналогичную работу по рисункам можно проводить при написании изложения. При обучающем изложении картинки подбирается к каждому предложению (можно не по сюжету, а такие, где «спрятались» ключевые слова). Затем, когда учащиеся овладеют способом написания изложения, картинки подбираются на каждый абзац. Ученики запоминают по одной картинке несколько слов, на основе которых выстраивают весь абзац.
Алфавит мои ребята поют на мотив детской песни «В лесу родилась ёлочка». Это упражнение на уроке русского языка мы называем «Распевка».
АЛФАВИТ
А Бэ Вэ Гэ Дэ Е Ё Же Зэ И Й Ка эЛь эМ эН О Пэ эР эС Тэ У эф Ха Цэ Че Ша-а Ща и твёрдый знак Ы мягкий знак Э-э-э Ю-у Я
Сюжетная линия
«Гора достижений» представляет собой плакат с изображением горы. У её подножия — макеты человечков с именами учеников класса. Человечки прикреплены с помощью магнитов.
Вверх по горе учитель вывешивает задания для учеников. По мере их выполнения ребята продвигаются к вершине.
Например, урок русского языка в III классе на тему «Род имён существительных» (1-й урок). На этапе изучения нового материала ученики вывели способ определения рода имён существительных и зафиксировали его в виде алгоритма:
1. Поставить существительное в форме И. п. ед. ч. — кто? что?
2. Подобрать слова «она моя», «он мой» или «оно моё».
3. Определить род.
На этапе закрепления учитель может проверить усвоение каждого шага алгоритма с помощью «горы достижений».
Ученик выполняет одно задание, подходит к учителю для оценивания (знак «+» или «-» возле задания). Если есть ошибка — думает, исправляет и подходит снова. Если ошибки нет — приступает к выполнению следующего задания, переместив человечка со своим именем выше, к следующему заданию. И т.д., пока не дойдёт до самой вершины. Для того, кто добрался первым, на вершине горы можно приготовить задание по теме, но повышенного уровня.
Можно подготовить для урока два «пути восхождения»: один с заданиями базового уровня, другой — творческого или более усложнённого. Всё зависит от подготовки школьников. «Гору» можно использовать на всех этапах уроков по разным учебным предметам.
Данный приём позволяет каждому ученику двигаться в своём личном темпе, относительно своей траектории развития, с огромным интересом и стремлением к успеху.
«Аукцион». Подготавливаются необходимые для аукциона реквизиты: деревянный молоточек, лоты (предметы, которые будут «покупаться», в зависимости от темы, содержания и учебного предмета). Учитель не называет лот, а зашифровывает его другими словами. Он называет условия покупки, связывая с их заданиями, которые необходимо закрепить, повторить или перейти к нужному этапу урока. При правильном ответе учитель ведёт отсчёт, заканчивая словами: «... Три! Продано!» Лот уходит «покупателю». Например.
Учитель. Продаётся лот № 1 — набор из 365 чисел. Для покупки назовите сказки, в названиях которых встречается число.
Ученик. Двенадцать месяцев!
Учитель. Двенадцать месяцев — раз! Двенадцать месяцев — два!
Ученик. Три медведя!
Учитель. Три медведя — раз! Три медведя — два! Три медведя — три! Продано!
Лот (календарик) уходит счастливому обладателю.
Учитель продолжает урок: «Какие действия вы умеете выполнять с числами?» и т.п.
Лот «современный папирус» (тетрадь). «Для покупки назовите правила, которые нужно применить, чтобы без ошибок написать предложение Собака Жучка грустно смотрела из своей маленькой будки на падающий снег».
Развитие технологии критического мышления
Этот приём часто использую на уроках по учебному предмету «Человек и мир» и на первом уроке знаний.
Учащимся предлагается таблица, где прописаны утверждения по теме. Их задача — прочитать внимательно утверждения и в колонке «До прочитанного» отметить знаком «+» утверждения, с которыми они согласны и уверены в их правильности, и знаком «-», если не согласны.
Затем каждое утверждение прочитывается вслух и ребята видят, что есть те, которые уверены в его правильности или не уверены (не согласны). Учитель мотивирует учащихся на поиск истины: «Хотите узнать, кто прав? Тогда прочитайте статью "Знаете ли вы Беларусь" и отметьте правильные утверждения в колонке "После прочитанного"».
— Что вас удивило?
— Что совпало с вашим мнением?
— Какими утверждениями можно дополнить таблицу?
Утверждение | До прочитанного | После прочитанного |
1. Беларусь граничит с Литвой, Латвией, Россией, Украиной и Польшей. | ||
2. В нашей стране 118 районов. | ||
3. В Республике Беларусь есть города, названия которых можно найти в других государствах. | ||
4. На территории, занимаемой нашей республикой, могли бы разместиться четыре европейские страны. | ||
5. На территории Беларуси течёт 20 800 рек. | ||
6. Самая длинная река, протекающая по территории нашей страны, — это Днепр. | ||
7. Самое большое из белорусских озёр — Нарочь. | ||
«Волшебные вещи». Каждый урок литературного чтения мы начинаем с рубрики «Я хочу рассказать стихотворение». Выученные стихи учащиеся рассказывают не просто у доски, а «выступают по телевизору»: учитель держит перед учеником вырезанный из картона «экран».
Этот «экран» можно использовать и на других уроках, когда нужно обобщить знания или проговорить открытый учащимися способ решения нового вида примеров, задач или новый способ проверки орфограмм. Тогда рубрика называется «Новости урока!» И начинают её ребята словами: «Внимание! Для того чтобы...»
Есть у нас в классе и «свободный микрофон». Учащиеся могут высказать своё мнение об услышанном на уроке. Задают вопросы на понимание ученику, который работал самостоятельно у доски, чтобы определить, он угадал или же действовал осознанно. Например: ученик написал предложение Поздней осенью уже не встретишь в лесу зверей. Учащиеся задают вопросы: «Почему ты в слове поздней написал букву д, ведь она не произносится?» И т.п.
[ Регистрация | Вход ]