Игры для детей Все игры

Игра - тренажер для глаз "Грибная охота"

Игра - тренажер для глаз  "Грибная охота"
Игра - тренажер  для глаз  "Грибная охота". 
Проверь свою зоркость.
Наводи мышку и кликай на грибы.

Смешарики - Переправа

Смешарики - Переправа
Интеллектуальные игры для детей.
Развитие творческих и мыслительных способностей.

Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики и русского языка

Емельянова Светлана Петровна

Учитель средней школы №19 г. Орши РБ

Какие приёмы, методы и формы мож­но использовать на уроках для активиза­ции и формирования познавательного интереса учащихся? Рассмотрим некоторые из них.

Число и классная работа

Каждый день ученики записывают в те­традь дату учебного занятия и вид работы, делая это без особого желания и интереса. А можно уже с первых минут урока рассмо­треть число как математическую единицу.

Например: 23 сентября — Сколько в числе 23 десятков и еди­ниц? Сколько единиц нужно добавить, чтобы стало 3 десятка? 5 десятков? Что можете сказать о числе? (Оно двузначное, нечётное, в нём 2 десятка и 3 единицы.) И т.п.

На уроке математики дата 23 сентября «превраща­ется» в некие единицы измерения, с которыми нужно быстро «поработать», чтобы урок успешно начался.


На уроке русского языка дата, записанная в тетра­ди, может стать «мостиком» к следующему виду рабо­ты (чистописанию, словарной работе, определению темы урока и т.д.).

— Сколько букв потребуется для написания слова сентября? Какие слова являются словарными? Как слово классная разделить для переноса? Какую букву нужно заменить в слове работа, чтобы получилось слово, обозначающее желание оказывать помощь кому-нибудь? (Забота.) И т.п.

Такие упражнения в начале урока активизируют учащихся, дают возможность переключиться на дан­ный урок, способствуют развитию внимания, вызыва­ют интерес (ведь это не так, как обычно).

Нескучное чистописание

2, 9, 4, 8 ,6 ..,, ...

Прочитай числа. Найди закономерность. (2 + 2 = 4, 4 + 2 = 6, 9 - 1 = 8.) Выбрать лишнее и объяснить (лишнее число 9, так как оно нечётное, а все осталь­ные — чётные). Дополнить числовой ряд. (2, 9, 4, 8, 6, 7, 8, 6 10.)

Чистописание на уроке математики может быть и повторением таблицы умножения и деления какого-либо числа.

Что объединяет буквы? Записать буквы звонких со­гласных звуков, составляющих пару по звонкости-глухо­сти. На каждую букву записать словарное слово. И т.п.

Неотъемлемой частью урока математики является устный счёт. Учащиеся могут проверить себя, рабо­тая в парах.

Например. У пары на парте два конвертика с кар­точками (20 карточек размером 5x3 см), на которых записаны примеры (табличные случаи умножения и деления, внетабличные, на сложение и вычитание в пределах 100 и т.д.) с правильными ответами.

42 : 6 = 7 | 11 —5 = 6

Ученик (вариант 1) смотрит на карточку, читает пример соседу, сосед устно считает и даёт ответ. Ученик сверяет ответ соседа с тем ответом, который написан на его карточке, оценивает словесно («правильно», «моло­дец») и приступает к следующему примеру. Затем по сигналу учителя учащиеся меняются ролями).

Аналогичную можно организовать и на уроках рус­ского языка. На карточках словарные слова (набор), слова с безударными гласными, проверяемые ударе­нием (набор).

Ло_ка – лоДочка – лоДка помидор х_лмами – хОлм - хОлмами


Отбор содержания и организация обучения

Планируя урок, я изучаю содержание и стараюсь максимально «подстроить» его под тему урока.

Например, урок математики в III классе, тема «За­дачи в косвенной форме». В учебнике одна задача для ознакомления и одна для выполнения до­ма. Как отработать умение решать задачи в косвен­ной форме? Можно использовать другие номера из учебника. Например, № 3 — уравнения.

- Прочитать уравнение в косвенной форме. (По­лучили число 64, что в 8 раз больше числа х; извест­но число 72, это в 9 раз больше числа а; есть число 100, оно на 64 больше числа х.)

- Переходы от номера к номеру формулирую так: «Вы решили № 3, это на 4 меньше, чем номер сле­дующего задания. Какой номер следующий? И т.д.

При решении задач предлагаю учащимся допол­нительные задания.

Задача. Для украшения класса к Новому году ре­бята вырезали 50 снежинок. 1/5 часть всех снежинок развесили по классу, а остальными украсили окна. Сколько снежинок наклеили на окна?

Задание: выбрать из предложенных числовых вы­ражений и вопросов только те, которые подойдут к решению данной задачи.

Решение Вопросы

50 : 5 = 10 Сколько снежинок развесили по классу?

50 - 10 = 40 Сколько снежинок наклеили на окна?

50 - 5 = 45 Сколько всего снежинок вырезали дети?

50 + 10 = 60 Во сколько раз больше снежинок наклеили на окна, чем

развесили

40: 10 = 4 по классу?

- Как изменится вопрос в задаче, если появится действие 40 : 10 = 4?

- Какой вопрос не требует вычислений? И т.д.

Для урока по теме «Закрепление изученного» мож­но использовать карточки для индивидуальной ра­боты по вариантам. В колонке «Баллы» учащиеся обводят в кружок балл, полученный за выполнение этого задания. Например: допустил 1 ошибку в вы­числении — 8 баллов, обводит в кружок цифру 8.

 

№ п/п

Задания В-1

Баллы

1

2

3

1

Вспомни табличные случаи умножения и деления. Реши примеры. 6-4= 8-3= 4-4= 6-8= 8-5= 45:5= 32:4= 42:7= 12:3= 40:4 = Сравни свою работу с эталоном. Оцени (обведи в кружок набранное количе­ство баллов).

2 б. — без ошибок; 1 б. —1-2 ошибки; 0 б. — более 2 оши­бок.

2

Вспомни порядок действий в выражениях. Найди значение выражения. 70 + 16 : 2= 45 - 16 : 4= 24 : 6 ■ 0 = Сравни свою работу с эталоном. Оцени (обведи в кружок набранное количе­ство баллов).

6 6. — без ошибок; 4 б. — 1 ошибка; 2 б. — 2 ошибки; 0 б. — 3 ошибки.

3

Реши задачу. Если затрудняешься, обратись к «столу-помощнику». Папе 32 года, а его сыну 8 лет. Во сколько раз папа старше сына? Сравни свою работу с эталоном. Оцени (обведи в кружок набранное количе­ство баллов).

4 б. — без ошибок; 3 б — ошибка в пояс­нении; 2 б. — ошибка в вы­числении; 0 б. — не верно.

4

Реши задачу. Если затрудняешься, обратись к «столу-помощнику». Вова решил 32 примера, а Костя — в 4 раза меньше. Сколько примеров ре­шили оба мальчика ? Подойди к учителю для проверки. Оцени (обведи в кружок набранное коли­чество баллов).

10 б. — без ошибок; минус 2 б. за каждую ошибку 8 6. 6 6. 4 6. 2 6. Об.

5

Реши уравнение. Если затрудняешься, обратись к «столу-помощнику». х • 6 = 54 проверка 25 + х = 50 проверка Сравни свою работу с эталоном. Оцени (обведи в кружок набранное количе­ство баллов).

8 б. — без ошибок 2 уравнения; 4 6. — без ошибок 1 уравнение или и 2 ошибки в 2 уравнениях; 6 б. — 1 ошибка в 2 уравнениях.

6

Подсчитай общее количество баллов. Запиши в таблицу. Определи свою отметку за урок (по ключу).

 

Учащиеся читают задания и определяют, какие умения будут закреплять на уроке. (Знание табличных случаев деления и умножения, умение решать задачи на кратное сравнение и т.д)

Учитель объясняет порядок выполнения работы:

1) прочитать задание, которое будете выполнять;

2) ознакомиться со способом проверки (эталоны развешиваются с обратной стороны доски) и оцени­вания;

3) подойти к «столу-помощнику», если в чём-то сомневаетесь (перед тем, как выполнять работу). На «столе-помощнике» для каждого задания есть советы
по его выполнению. Например.

Задание 1. Вспомни тот пример из таблицы умно­жения, который ты знаешь, попробуй прибавлять или отнимать от известного тебе результата первый мно­житель (6-4 = ?6-5 = 30 30-6 = 24). Не забудь выполнить проверку: 24 : 4 = 6.

Задание 2



дальше слева направо

Задание 3



Подумай, сколько раз число 8 укладывается в чис­ле 32. Как найти это число?

Задание 4

1. Узнай сколько примеров решил Костя (для этого подумай, что значит «на ... больше).

2. Теперь подумай, как ответить на вопрос зада­чи, если ты знаешь сколько примеров решил Вова и сколько примеров решил Костя?



И так к каждому заданию. Ученик сам определяет, нужна ему помощь или нет и в каких заданиях.

Ключом для оценивания является «шкала оценива­ния» комбинированной работы, которая вывешивается на доску.

На таких уроках каждый учащийся работает в сво­ём темпе, он успешен, имеет отметку за урок, а главное , самостоятельно определяет степень своих затруднений и самостоятельно их решает (не исключенапомощь учителя). Для учащихся, которые справились с работой раньше, имеются карточки с заданиями со звездочкой.

От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, памяти.

Кстати, о памяти. Работа разных видов памяти подчиняется общим законам.

- Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Для хорошего запоминания удобно использовать ключевые слова, схемы, рисунки и таблицы.

- Закон интереса: интересное запоминается легко.

- Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от созданного образа, тем прочнее само запоминание.

Мои ученики безошибочно пишут словарные слова. Что помогает запомнить их написание?

Можно придумать веселые истории:

ПОМИДОР: полный, милый.

КАРТОФЕЛЬ: летела ворона, увидела картофель, каркнула от радости, клюнула и произнесла: «ФЕ

Запоминать написание помогают необычные рисунки. Пользуясь Интернетом,


несложно найти нужную картинку, а затем прямо на ней следует дорисовать детали, которые помогают лучше запомнить написание слова.

КАРТИНА. На картинке изображение самолёта, кото­рый вот-вот раскроет рот и скажет: «Как высоко!!!» (подрисовываю).


ОГУРЕЦ. На картинке огурец, в разрезе похожий на сердце. Увидев его, ученики восклицают: «О-о-о!!!», поэтому и огурец.


КРАПИВАв крапинку (ри­сую крапинки на листочках).

Очень важно действия выполнять не заранее, а перед учениками, так как это способствует более прочному запоминанию.

На последующих уроках слова повторяются по историям или картинкам устно (ведь у каждого уче­ника по разному «работает» память). Для этого перед уроком картинки развешиваются по всему классу и используются как зрительная гимнастика («Смотрим в левый верхний угол стены перед собой. Какое сло­во спряталось? Переводим взгляд в верхний правый угол» и т.д.) или физкультминутка («Подойдите к кар­тинке, по которой мы запоминали слово «лягушка», пропойте, как наша лягушка, попрыгайте» и т.д.).

И только через несколько уроков ученики пишут словарные слова на безударные гласные, проверяемые ударением, под диктовку в тетради.

Аналогичную работу по рисункам можно проводить при написании изложения. При обучающем изло­жении картинки подбирается к каждому предложе­нию (можно не по сюжету, а такие, где «спрятались» ключевые слова). Затем, когда учащиеся овладеют способом написания изложения, картинки подбира­ются на каждый абзац. Ученики запоминают по одной картинке несколько слов, на основе которых выстраи­вают весь абзац.

Алфавит мои ребята поют на мотив детской песни «В лесу родилась ёлочка». Это упражнение на уроке русского языка мы называем «Распевка».

АЛФАВИТ

А Бэ Вэ Гэ Дэ Е Ё Же Зэ И Й Ка эЛь эМ эН О Пэ эР эС Тэ У эф Ха Цэ Че Ша-а Ща и твёрдый знак Ы мягкий знак Э-э-э Ю-у Я

Сюжетная линия

«Гора достижений» представляет собой плакат с изображением горы. У её подножия — макеты чело­вечков с именами учеников класса. Человечки при­креплены с помощью магнитов.

Вверх по горе учитель вывешивает задания для учеников. По мере их выполнения ребята продвига­ются к вершине.


Например, урок русского языка в III классе на те­му «Род имён существительных» (1-й урок). На этапе изучения нового материала ученики вывели способ определения рода имён существительных и зафикси­ровали его в виде алгоритма:

1. Поставить существительное в форме И. п. ед. ч. — кто? что?

2. Подобрать слова «она моя», «он мой» или «оно моё».

3. Определить род.

На этапе закрепления учитель может проверить усвоение каждого шага алгоритма с помощью «горы достижений».

Ученик выполняет одно задание, подходит к учите­лю для оценивания (знак «+» или «-» возле задания). Если есть ошибка — думает, исправляет и подходит снова. Если ошибки нет — приступает к выполнению следующего задания, переместив человечка со своим именем выше, к следующему заданию. И т.д., пока не дойдёт до самой вершины. Для того, кто добрался первым, на вершине горы можно приготовить задание по теме, но повышенного уровня.

Можно подготовить для урока два «пути восхожде­ния»: один с заданиями базового уровня, другой — творческого или более усложнённого. Всё зависит от подготовки школьников. «Гору» можно использовать на всех этапах уроков по разным учебным предметам.

Данный приём позволяет каждому ученику двигаться в своём личном темпе, относительно своей траектории раз­вития, с огромным интересом и стремлением к успеху.

«Аукцион». Подготавливаются необходимые для аукциона реквизиты: деревянный молоточек, лоты (предметы, которые будут «покупаться», в зависимо­сти от темы, содержания и учебного предмета). Учи­тель не называет лот, а зашифровывает его другими словами. Он называет условия покупки, связывая с их заданиями, которые необходимо закрепить, повторить или перейти к нужному этапу урока. При правильном ответе учитель ведёт отсчёт, заканчивая словами: «... Три! Продано!» Лот уходит «покупателю». Например.

Учитель. Продаётся лот № 1 — набор из 365 чи­сел. Для покупки назовите сказки, в названиях кото­рых встречается число.

Ученик. Двенадцать месяцев!

Учитель. Двенадцать месяцев — раз! Двенадцать месяцев — два!

Ученик. Три медведя!

Учитель. Три медведя — раз! Три медведя — два! Три медведя — три! Продано!

Лот (календарик) уходит счастливому обладателю.

Учитель продолжает урок: «Какие действия вы умеете выполнять с числами?» и т.п.

Лот «современный папирус» (тетрадь). «Для покуп­ки назовите правила, которые нужно применить, что­бы без ошибок написать предложение Собака Жучка грустно смотрела из своей маленькой будки на па­дающий снег».

Развитие технологии критического мыш­ления

Этот приём часто использую на уроках по учебному предмету «Человек и мир» и на первом уроке знаний.

Учащимся предлагается таблица, где прописаны утверждения по теме. Их задача — прочитать внима­тельно утверждения и в колонке «До прочитанного» отметить знаком «+» утверждения, с которыми они согласны и уверены в их правильности, и знаком «-», если не согласны.

Затем каждое утверждение прочитывается вслух и ребята видят, что есть те, которые уверены в его правильности или не уверены (не согласны). Учи­тель мотивирует учащихся на поиск истины: «Хотите узнать, кто прав? Тогда прочитайте статью "Знаете ли вы Беларусь" и отметьте правильные утверждения в колонке "После прочитанного"».

Что вас удивило?

Что совпало с вашим мнением?

Какими утверждениями можно дополнить та­блицу?

Утверждение

До прочи­танного

После про­читанного

1. Беларусь граничит с Литвой, Латвией, Россией, Украиной и Польшей.

2. В нашей стране 118 районов.

3. В Республике Беларусь есть города, названия ко­торых можно найти в дру­гих государствах.

4. На территории, занима­емой нашей республикой, могли бы разместиться че­тыре европейские страны.

5. На территории Белару­си течёт 20 800 рек.

6. Самая длинная река, про­текающая по территории на­шей страны, — это Днепр.

7. Самое большое из бе­лорусских озёр — Нарочь.

«Волшебные вещи». Каждый урок литературного чтения мы начинаем с рубрики «Я хочу рассказать стихотворение». Выученные стихи учащиеся расска­зывают не просто у доски, а «выступают по телевизо­ру»: учитель держит перед учеником вырезанный из картона «экран».

Этот «экран» можно использовать и на других уро­ках, когда нужно обобщить знания или проговорить открытый учащимися способ решения нового вида примеров, задач или новый способ проверки орфо­грамм. Тогда рубрика называется «Новости урока!» И начинают её ребята словами: «Внимание! Для того чтобы...»

Есть у нас в классе и «свободный микрофон». Учащиеся могут высказать своё мнение об услы­шанном на уроке. Задают вопросы на понимание ученику, который работал самостоятельно у доски, чтобы определить, он угадал или же действовал осознанно. Например: ученик написал предложе­ние Поздней осенью уже не встретишь в лесу зве­рей. Учащиеся задают вопросы: «Почему ты в слове поздней написал букву д, ведь она не произносит­ся?» И т.п.

Материал просмотрели:

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Оставить комментарий!

29.04.2024
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

По какой программе учится Ваш ребенок? (2012/2013 учебный год)

Всего ответов: 1896


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Сегодня сайт посетили:
Наши партнеры

{login}