Смешарики - Догонялки
Игра - тренажер для глаз "Грибная охота"
Проверь свою зоркость.
Наводи мышку и кликай на грибы.
Занимательная математика
III класс
«Путешествие в страну занимательной математики»
Решение логических задач
Цели: познакомить учащихся с решением логических задач, правилами построения логических рассуждений; формировать способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных; развивать логическое мышление, активизировать внимание; закрепить навыки устного счёта; воспитывать интерес к урокам математики.
Оборудование: карточки, карта-схема, изображения корабля, острова, сказочных героев, таблицы.
1. Организационный момент.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука
Эта математика!
2. Сообщение темы и целей урока.
- Итак, мы продолжаем путешествовать по стране занимательной математики. Сегодня мы побываем на острове Логических задач. Наш корабль остановится в бухте Неизвестности, мы опустимся в самую глубокую впадину нашей планеты.
Решение логических задач дается не каждому. Поэтому сегодня на уроке мы будем учиться решать логические задачи, познакомимся с правилами построения логических рассуждений. Будем учиться вычленять необходимые, существенные признаки, решать задачи способами подбора и исключений
2. Актуализация знаний.
Карточка 1 Карточка 3
3 - 9 5 - 7
Карточка 2 Карточка 4
60 +16 60 - 20
Карточка 5 Карточка 6
100 - 4 70 + 19
— Чтобы отправиться в путешествие по океану, нам нужно отгадать название корабля, на котором мы и поплывём. Для этого решите примеры. На обратной стороне карточек написаны буквы, из которых и получится название нашего корабля. Будьте внимательны!
Учащиеся решают примеры, переворачивают карточки и составляют слово «Победа».
—Можно отправляться в путешествие...
—Мы так чудесно плыли, что не заметили, как очутились в бухте Неизвестности. Ой, смотрите, почему здесь никого нет? Почему нас никто не встречает? Сейчас выясним.
Выставляется изображение Змея Горыныча. На его крыльях, хвосте, животе написаны числа.
— Нас не встречают, потому что здесь появился Змей Горыныч, которого очень боятся местные жители. Змей Горыныч разозлился на них за то, что никто из них не может посчитать, сколько ему лет. Давайте поможем и посчитаем, назовём суму чисел, которые записаны на нём.
— Молодцы, вы хорошо справились с заданием, теперь Змей Горыныч покинет бухту.
3. Основная часть.
Блицтурнир
— И вот на нашем пути впадина. Это самая глубокая впадина на планете. Кто знает, как она называется? (Марианская впадина.) Чтобы как можно быстрее опуститься на дно этой впадины, мы проведём блицтурнир. Я буду очень быстро читать задачи, а вы будете их решать.
- Сколько солнышек на небе? (1)
- Сколько колёс у 2 машин? (8)
- Сколько хвостов у 20 коров? (20)
- Сколько ушей у 5 мышей? (10)
- Сколько огоньков у светофора? (3)
- Сколько ног у 4 кошек? (16)
- Сколько цветов у радуги? (7)
4. Игра «День и ночь».
— В этой впадине живёт кит. Он хочет поиграть с вами. Игра называется «День и ночь». По команде «ночь», вы закрываете глаза, опускаете голову на руки и решаете круговые примеры, которые я буду задавать. По команде «день» открываете глаза и называете правильный ответ.
5 -2 + 20 - 6 + 10 - 2= 32
4-5-6 +40+ 10-4 = 60
14 : 2 - 4 * 5 + 50 + 5 = 70
Физкультминутка
Пароход
От зелёного причала
Оттолкнулся пароход,
Он назад поплыл сначала,
А потом поплыл вперёд.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
Зарядка
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.
Решение логических задач
5. Решение логической задачи «Стороны горизонта».
—Сейчас мы продолжим своё путешествие и поплывём к острову Логических задач. Чтобы не разбить корабль о рифы, нужно плыть на север. Скажите, каким прибором пользуются мореплаватели, чтобы определить стороны горизонта? (Компасом.)
—Но вот беда, у нас нет компаса и мы не можем определить стороны горизонта. Нам поможет задача, если мы правильно решим её, мы узнаем, куда нам плыть. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно.
Определите по схеме стороны горизонта.
Вот мы и на острове Логических задач. Здесь живут герои наших любимых сказок! И вот первый их них – Буратино.
Решение логической задачи «Сколько было остановок?»
Буратино сел в автобус. В автобусе, кроме него, было ещё 17 пассажиров. На первой остановке в автобус вошло 6 зайцев, а вышло 2. На второй остановке вошло ещё 10 лисиц и белок, но никто не вышел. На следующей остановке вошло 3 медведя, а вышло 8. Потом на остановке вышло ещё 4 зайца, а вышло 7. А потом на остановке вполз 1 ёж с целой кучею яблок на иголках. Сколько было остановок? (5.)
Работа в парах. Решение логической задачи «Гуси и поросята».
Во дворе были гуси и поросята. Всего 3 головы и 8 ног. Сколько было гусей и сколько поросят?
Коллективная работа над задачей «Незнайка и друзья».
Незнайка, Знайка, Винтик и Шпунтик смастерили кораблики: зелёные, синие, красные и жёлтые. Каждый делал кораблики только одного цвета. Незнайка и Знайка не красные, Винтик и Незнайка не захотели мастерить синие, а Знайка не делал ни синие, ни жёлтые. Кто смастерил какие кораблики?
Незнайка | Знайка | Винтик | Шпунтик | |
Зелёные | ||||
Синие | ||||
Красные | ||||
Жёлтые |
—Что нам известно про Незнайку? (Не красные,не синие.)
—Что нам известно про Знайку? (Не красные, не синие, не жёлтые.)
—Что нам известно про Винтика? (Не синие.)
—Что нам известно про Шпунтика?
—Про кого мы можем сказать, какие кораблики он делал? Про Знайку. Исключаем красный, синий и жёлтый цвет, и остаётся зелёный.
—Значит, зелёный цвет мы исключаем. Больше никто не мог делать кораблики зелёного цвета.
—Про кого мы можем сказать, какие кораблики он делал? Про Незнайку. Исключаем красный, синий и зелёный. Остаётся жёлтый цвет.
—Значит, жёлтый цвет мы тоже исключаем.
—Сколько цветов у нас осталась? Красный и синий.
—Какие кораблики делал Винтик? Не синие, значит красные.
—Какие кораблики делал Шпунтик? Синие.
Работа в группах. Решение задачи «Волк и рыба».
Волк поймал 15 окуней и разложил их на 5 кучек так, что в каждой кучке было разное количество рыб. Разложите и вы так же.
Самостоятельная работа учащихся. Решение задачи «Три медведя».
Медведь, Медведиха и маленький Мишутка нарядились в новые курточки жёлтого сиреневого и оранжевого цвета и надели такого же цвета шапочки. У Медведя курточка и шапочка оказались одного цвета, Медведиха никогда не носит одежду жёлтого цвета, а Мишутка надел сиреневую шапочку и курточку другого цвета. Как были одеты медведи?
Медведь | Медведиха | Минутка | |||
Одного цвета | Не желтая | Разного цвета | |||
К. | К. | К. | |||
Ш. | ш. | ш. |
Ответ:
Медведь | Медведиха | Минутка | |||
Одного цвета | Не желтая | Разного цвета | |||
К. | Жёлт. | К. | Сирен. | К. | Оранж. |
ш. | Жёлт. | Ш | Оранж. | ш. | Сирен. |
Коллективное решение задачи «Мальвина»
Шла Мальвина в город на ярмарку, а навстречу ей Буратино, Пьеро, Артемон и ещё 5 детей. Сколько человек шло в город? (Одна Мальвина.)
6. Подведение итогов урока.
—Наше путешествие подошло к концу. Вот сколько мест мы посетили за время нашего путешествия.
Приобрели новых друзей. Но, как бы интересно не было, моряков всегда тянет домой. Вот мы с вами и возвращаемся.
—С какой темой сегодня познакомились?
—Оцените свою работу на уроке с помощью оценочного листа.
—Какое настроение было у вас во время путешествия? Покажите его с помощью водяных капелек.
[ Регистрация | Вход ]