Игра - тренажер для глаз "Сними очки"
Старайтесь как можно больше снять очков, кликая мышкой по персонажам.
Занятие 3. Решение простых задач на взвешивание с использованием
наглядных моделей
Краткое содержание: содержание факультативного занятия по математике направлено на формирование представлений о простых задачах на взвешивание, на развитие навыков моделирования при решении задач на взвешивание.
Оборудование: мяч, рисунки «Богиня правосудия», «Какие бывают весы?», «Зверята», «Какой поставить знак?»; весы рычажные лабораторные с набором разновесов, карточки «Яблоко и груша» — по числу учащихся.
Разминка
Занятие начинается чтением стихотворения М. Яснова «Потому что весело».
Был цыплёнок весел,
Потому что весил,
Нагулявшись по дворам,
Ровно двадцать грамм.
Был козлёнок весел,
Потому что весил,
Наскакавшись по полям,
Двадцать килограмм.
Был китёнок весел,
Потому что весил,
Нанырявшись по морям,
Двести килограмм...
Цыплёнок скачет по двору,
Китёнок скачет по морю,
Козлёнок скачет по полю
И радостно лягается,
Потому что весело,
Чрезвычайно весело
Весить ровно столько,
Сколько полагается!
Интересно знать
Весы — один из древнейших приборов, изобретённых человеком. Первое упоминание о весах относится ко второму тысячелетию до нашей эры. Весы с подвешенными чашками использовались для меновой торговли в Древнем Вавилоне и в Древнем Египте.
Ещё в древности весы стали символом справедливости. Так, богиню правосудия изображают с весами, на которых взвешиваются добрые и дурные поступки (демонстрируется рисунок) (рис. 216).
И в настоящее время взвешивают различные предметы и грузы. Для этого используют разные весы: медицинские и торговые, вагонные и автомобильные, крановые и багажные, для взвешивания молока и для взвешивания животных (демонстрируются изображения различных весов) (рис. 217).
Затем желательно предложить учащимся описать ситуации, когда им довелось наблюдать за взвешиванием (обсуждение может быть организовано в виде игры с мячом).
Практическая работа «Взвешивание»
Учитель показывает учащимся рычажные лабораторные весы и набор разновесов к ним и объясняет, как происходит взвешивание, обращая внимание на позициях равновесия и неравновесия.
Для проведения практической работы желательно обеспечить весами и разновесами каждую пару учащихся.
Далее учащиеся на весах с помощью разновесов соответствующей массы моделируются равенства и неравенства, например:
1 + 1 + 1=3,
2 + 3 = 5,
10 = 5 + 5,
3 + 3 + 2 + 2 = 10,
3 > 1,
5 < 3 + 2 + 2,
10 > 5 + 2 и т.д.
При подведении итогов полезно обобщить, как на весах можно смоделировать ситуации равенства и неравенства.
Переменка-1
Проводится в виде игры на внимание «Весы»: по команде «Равно» учащиеся разводят руки в стороны, изображая плечи весов в состоянии равновесия, по командам «Легче» или «Тяжелее» — одну руку наклоняют вверх, другую — вниз. Если команды «Легче», «Тяжелее» звучат одна за другой, надо сменить руки, наклоняя одну вниз, другую — вверх.
Во время игры можно предложить учащимся закрыть глаза. Следует чередовать команды в произвольном порядке и в быстром темпе.
Упражнение «Больше, меньше или равно?»
Учитель демонстрирует рисунок с изображением рычажных весов, на чашах которых сидят котята и тигрята (рис. 218). Требуется сравнить зверят по массе, вписав в соответствующую клетку один из знаков «>», «<» или «=».
Желательно предложить учащимся прокомментировать каждую ситуацию, обращая внимание учащихся на «носики» весов, например на четвёртом рисунке: «Чаша весов, на которой сидит тигрёнок, опустилась ниже, чем та, где сидит котёнок. Значит, тигрёнок тяжелее котёнка. Ставим знак "больше"».
Затем демонстрируется несколько рисунков с изображениями различных взвешиваний (число рисунков по усмотрению учителя в зависимости от уровня математической подготовки учащихся) (рис. 219).
Учащимся требуется сравнить по массе предметы, находящиеся на чашах весов, сделать вывод и записать результат в соответствующей клетке одним из знаков: «>», «<» или «=» (рис. 220).
Для записи ответов полезно использовать «ленту ответов» (согласно числу используемых рисунков). После выполнения задания организуется взаимопроверка. Для этого ученики меняются «лентами ответов», а учитель демонстрирует правильные ответы (рис. 221).
При подведении итогов полезно обратить внимание на несоответствие по массе предметов одинаковых размеров (рис. 219,2,5,6,8,10), разных размеров (рис. 219,9), на совпадении масс предметов разных размеров (рис. 219,7). Следует на конкретных примерах, актуализируя опыт учащихся, обсудить реальность обнаруженных «несовпадений». При этом полезно привлечь учащихся к поиску таких «парадоксальных» ситуаций.
Переменка-2
Рекомендуется проведение зрительной гимнастики.
Упражнение «Яблоки и груши»
Каждый ученик получает карточку с изображениями различных ситуаций взвешивания фруктов (рис. 222). Требуется с помощью рисунка сравнить массу яблока и груши, вписывая в соответствующую клетку один из знаков «>», «<» или «=». По усмотрению учителя и в зависимости от уровня математической подготовки учащихся учитель может давать необходимые пояснения.
После выполнения всех заданий данного упражнения нужно обсудить полученные результаты.
Проблемная ситуация «Как взвесить слона?»
Занятие заканчивается чтением стихотворения И. Мазина «Что я знаю?»:
А я знаю,
Сколько тонн
Весит слон:
Слон индийский —
Двадцать тонн,
Африканский —
Десять,
А не веришь —
Сам поймай
И попробуй
Взвесить!..
Учащимся предлагается придумать способы, как взвесить слона.
Затем следует рассказать, что и в Индии, и в Африке слонов используюсь для перемещения и транспортировки тяжёлых грузов, занимаются разведением слонов, за ними ухаживают и, конечно, взвешивают на специальных «слоновьих» весах. Поэтому известно, что масса индийского слона достигает 5 тонн, африканского — 7 тонн.
[ Регистрация | Вход ]