Смешарики - Догонялки
Занятие 2. Решение простых задач
на разрезания и распилы с использованием наглядных моделей
Краткое содержание: содержание факультативного занятия по математике направлено на знакомство с простыми задачами на разрезание и распилы, на развитие умений моделирования при решении простых задач на разрезания и распилы.
Оборудование: рисунки «Сосчитай — не ошибись», «Бобры и брёвна»; карточки «Батоны и бублики», «Задачи мудрого бобра» — по числу пар учеников, веера цифр — по числу учеников.
Разминка
Учитель демонстрирует рисунки «Сосчитай — не ошибись» и предлагает учащимся задания на подсчёт числа разрезов и числа частей (рис. 210).
При выполнении заданий следует предложить учащимся ответить по каждому рисунку на два вопроса: «Сколько сделали разрезов?», «На сколько частей разрезали фигуру (треугольник, отрезок, прямоугольник, кольцо) или предмет (ленту, букву Р)?»
Учащиеся «отвечают» с помощью веера цифр.
Упражнение в парах «Батоны и бублики»
Учитель читает стихотворение «Булочная песенка» М. Бородицкой.
Были два приятеля:
Бублик и Батон.
Ждали покупателя
Бублик и Батон.
Бублику понравился
Школьник в колпачке,
А Батону — бабушка
В бежевом платке.
Бублик в ранец бухнулся
И понёсся вскачь,
А Батон тихонечко
В сетке кач да кач...
Бублик познакомился
С горкой ледяной,
С четырьмя мальчишками,
С девочкой одной.
А Батон — с кастрюльками,
С тёплым молоком,
С бородатым дедушкой,
С рыженьким щенком.
Учитель на доске схематично изображает батон и бублик и сообщает, что в реальной жизни их разрезать можно с помощью ножа, а на рисунке разрезы обычно изображаются прямыми линиями (от руки) (рис. 211).
Необходимо обратить внимание учащихся, что бублик, в отличие от батона, одним разрезом на две части не делится.
Затем каждая пара учащихся получает карточку «Батоны и бублики» (рис. 212).
Требуется определить, сколько получится частей батона или бублика, если сделать указанное число разрезов, и заполнить пустые клетки в соответствующих строках таблицы.
При необходимости учитель может продемонстрировать образец заполнения, например (рис. 213).
После выполнения задания и проверки ответов, полученные результаты следует обобщить. Учитель подводит учащихся к выводу, что при разрезании батона число полученных частей на единицу больше числа разрезов, а при разрезании бублика — число частей равно числу разрезов.
В завершение можно предложить учащимся ответить на несколько вопросов, например: «Сколько нужно сделать разрезов, чтобы разделить батон на 6 частей?», «Сколько нужно сделать разрезов, чтобы разделить бублик на 9 частей?», «Сделали 5 разрезов и получили 5 частей. Что разрезали — бублик или батон?», «Сделали 19 разрезов и получили 20 частей. Что разрезали — бублик или батон?» (ученики могут давать ответы в парах друг другу шёпотом).
Переменка-1
Проводится в виде игры на внимание. Учитель демонстрирует рисунок «Бобры и брёвна» (рис. 214).
Во время игры учащиеся по цепочке называют изображения, одновременно указывая их порядковый номер. Например: «Первый бобёр», «Первое бревно», «Второе бревно», «Второй бобёр», «Третий бобёр» и т.д.
Упражнение в парах «Задачи мудрого бобра»
Учитель сообщает, что семейка бобров под руководством старого мудрого бобра построила плотину на лесном ручье, и предлагает учащимся решить задачи о бобрах.
Каждая пара учащихся получает карточку «Задачи мудрого бобра» (рис. 215). Требуется соединить линией условие каждой задачи с числом, которое соответствует верному ответу на поставленный вопрос. Учитель обращает внимание, что чисел больше, чем правильных ответов.
После выполнения задания следует организовать самопроверку или взаимопроверку. При этом достаточно назвать правильные ответы: 4 брёвнышка, на 9 частей, на 7 частей, 6 распилов, 17 распилов, 8 распилов.
Переменка-2
Проводятся физкультурные упражнения, предполагающие энергичные движения руками (маховые движения в стороны, маховые движения вверх-вниз, «дровосеки» и др.).
Тест «Разрезания и распилы»
Учитель читает предложения с выбором ответа, учащимся нужно записать правильный ответ. После выполнения теста открываются правильные ответы. При необходимости во время проверки решение задачи моделируется в виде рисунка на доске.
Примеры заданий (в скобках даны правильные ответы):
- Разрезали батон. Сделали 5 разрезов. Сколько получилось частей: 5 или 6? (6.)
- Разрезали бублик. Получили 5 частей. Сколько сделали разрезов: 4 или 5? (5.)
- Бревно распилили на 10 частей. Сколько сделали распилов: 10 или 9? (9.)
- Сколько сделать распилов, чтобы распилить бревно на 4 части: 3 или 4? (3.)
- Сколько нужно сделать разрезов, чтобы разделить бублик на 7 частей: 6 или 7? (7.)
- Столяр сделал 8 зарубок. На сколько частей распилят бревно: на 8 или на 9? (9.)
- Разрезали 2 батона, каждый на 3 части. Сколько всего сделали разрезов: 6 или 4? (4.)
- Распилили несколько брёвен, сделали 6 распилов и получили 9 поленьев. Сколько брёвен распилили: 2 или 3? (3.)
Упражнение «Сколько?»
Учащимся предлагается устно решить несколько задач, в том числе задач-шуток (содержание и число задач по усмотрению учителя).
Примеры задач:
- Сколько концов у трёх палок? (6 концов.) А у трёх с половиной? (8 концов.)
- У четырёх папок 8 концов. У одной из палок отрезали один конец. Сколько концов осталось? (8 концов.)
- Было три палки. Одну разрезали пополам. Сколько стало концов у палок? (8 концов.)
- Отрезали концы у двух палок. Сколько концов стало? (4 конца.)
- На сколько частей можно распилить бревно длиной 5 метров? (Неизвестно.)
- Батон разрезали 3 части. Какой длины был батон? (Неизвестно.)
- Два отца и два сына купили три бублика. И каждому досталось по одному бублику. Как такое могло произойти? (Былотричеловека: мальчик, егоотеци дедушка.)
- Два дровосека шли — два бревна в лесу нашли. За ними четверо идут — сколько они найдут? (Неизвестно.)
В случае затруднений учитель даёт пояснения и правильный ответ, моделирует решение.
[ Регистрация | Вход ]