Смешарики - Догонялки
Смешарики - Переправа
Развитие творческих и мыслительных способностей.
Занятие 4. Подведение итогов обучения
Краткое содержание: содержание занятия направлено на повторение и обобщение содержания основных разделов программы факультатива.
Рекомендуется провести факультативное занятие по математике в форме соревнования между командами (группами) учащихся. Желательно до занятия разделить учащихся на команды (группы) и оборудовать рабочие места для команд (групп), а также подготовить таблицу для ведения счёта по результатам конкурсов.
Перед проведением соревнования следует познакомить учащихся с порядком проведения занятия и с критериями оценивания результатов выполнения каждого задания: правильность, аккуратность, скорость (баллы за скорость добавляются только в случае правильного выполнения задания).
Оборудование: большой конверт, рисунки «Где царевна?», «Избушка на курьих ножках», «Волшебные ворота», «Цифрозавр», «Заколдованная дверь», «Богатырский конь», «Пирожки», «Яблочки», «Ведёрки»; маленькие конверты, «зашифрованные» письма, изображение Василисы Премудрой; наборы счётных палочек, рисунки «Сказочный лабиринт», карточки «Яблоня, печка и речка» — по числу команд учащихся; цветные карандаши, грамоты — по числу учащихся.
Конкурс «Загадочный конверт»
Учитель сообщает, что в класс пришло загадочное письмо. На конверте вместо адреса написано, что этот конверт можно открыть только в том случае, если участники команд смогут нарисовать конверт «одним росчерком».
Для выполнения задания к доске выходят по одному участнику от каждой команды. Максимальная оценка конкурса — 3 балла (по одному баллу за правильность и аккуратность изображения, скорость выполнения).
После правильного выполнения задания конверт открывают и достают маленькие конверты со следующим заданием для каждой команды.
Конкурс «Зашифрованное письмо»
В конверте находится зашифрованное письмо и отдельные фрагменты изображения сказочного героя, которому нужна помощь (рис. 223).
Требуется прочитать «зашифрованное» письмо (при правильном прохождении маршрута получается слово «ПОМОГИТЕ»). — и, собрав рисунок, установить, кто зовёт на помощь — Василиса Премудрая.
Оценивается правильность выполнения задания (по 2 балла за каждое задание) и скорость (1 балл). Конкурс «Замок Кащея Бессмертного»
Учитель сообщает: чтобы помочь Василисе Премудрой, необходимо установить, кто её похитил и где скрывает. Получить ответ можно, выполнив графический диктант (рис. 224).
Каждый участник выполняет задание самостоятельно, затем организуется самопроверка, для чего учитель демонстрирует рисунок «Где царевна?» и предлагает учащимся назвать правильный ответ («Замок Кащея Бессмертного»).
Для подведения итогов следует определить число участников каждой команды, которые правильно выполнили задание графического диктанта. За каждое правильное выполнение — 1 балл.
Конкурс «Избушка на курьих ножках»
Учитель демонстрирует рисунок, на котором изображена избушка на курьих ножках, выложенная из палочек (рис. 226).
Учитель сообщает, что в избушке живёт Баба-Яга. Рядом с избушкой — тайная тропинка, которая ведёт к замку Кащея Бессмертного. Чтобы пройти по тропинке, нужно повернуть избушку «к лесу задом, к нам передом». Командам требуется выложить избушку из счётных палочек, а затем, переложив две палочки, «повернуть» её. Оценивается правильность (2 балла) и скорость выполнения задания (1 балл).
Конкурс «Сказочный лабиринт»
Учитель сообщает: тайная тропинка образует лабиринт и, чтобы добраться до замка Кащея Бессмертного и спасти Василису Премудрую, надо его пройти. Каждая команда получает рисунок с изображением лабиринта (один из двух предложенных по выбору участников команды) (рис. 227). Оценивается аккуратность (1 балл) и правильность (2 балла) выполнения задания.
Конкурс «Волшебные ворота»
Учитель сообщает, чтобы войти в замок Кащея Бессмертного, надо открыть ворота, — и демонстрирует соответствующий рисунок (рис. 228). Требуется определить, какая цифра является шифром, с помощью которого можно открыть ворота. Учащиеся отвечают устно (правильный ответ — цифра 6). Оценивается скорость выполнения (1 балл).
Конкурс«Цифрозавр»
Учитель сообщает, за воротами находится цифрозавр, который охраняет вход в замок. Чтобы он пропустил, нужно правильно раскрасить цифры, из которых он составлен. Каждая команда получает рисунок, на котором изображён цифрозавр и «код» для раскрашивания (рис. 229).
Оценивается количество найденных цифр (по одному баллу за каждые две цифры), аккуратность (1 балл) и скорость (2 балла) выполнения задания.
Конкурс «Заколдованная дверь»
Учитель демонстрирует рисунок и сообщает, что в замке Кащея Бессмертного много дверей, а Василиса Премудрая спрятана за дверью, на которой написано самое большое число (рис. 230). Задание выполняется устно (правильный ответ — 9), оценивается скорость выполнения (1 балл)
Конкурс «Богатырский конь»
Учитель сообщает, что Василису Премудрую нужно увезти из замка, а чтобы Кащей Бессмертный не смог догнать, нужен богатырский конь. На конюшне у Кащея имеются три стойла с закрытыми дверями (учитель демонстрирует рисунок) (рис. 231).
Известно, что за зелёной дверью Кащей держит трёхглавого змея, ослик находится не за красной дверью. Требуется определить, за какой дверью стоит богатырский конь. Задание выполняется письменно, оценивается правильность выполнения («За красной») — 2 балла) и скорость (1 балл).
Конкурс «Яблоня, печка и речка»
Перед выполнением конкурсного задания каждая команда получает карточку «Яблоня, печка и речка» (рис. 232). Учитель сообщает, что, заметив исчезновение Василисы Премудрой, Кащей бросился в погоню. Спрятать беглецов могут яблоня, печка и речка. Требуется придумать и записать, в каком порядке можно их расставить всеми возможными способами.
За каждый правильный вариант перебора дается 1 балл, если все варианты записаны упорядочено — добавляется 2 балл.
Конкурс «Премудрые задачи»
Учитель сообщает, что после своего спасения Василиса Премудрая поблагодарила яблоню, печку и речку за то, что помогли укрыться от погони, и составила о них премудрые задачи.
Каждая команда получает ленты для записи ответов (рис. 233).
Затем учитель последовательно читает учащимся тексты условий задач и демонстрирует соответствующие рисунки.
Задача 1. Испекла печка пирожки, а Василиса Премудрая украсила их числами (рис. 234). А на двух последних пирожках — вместо чисел вопросительные знаки. Василиса Премудрая предлагает установить правило, по которому она украшала пирожки, и определить два следующих числа.
Задача 2. Угостила яблонька Василису Премудрую яблоками. Выложила их Василиса Премудрая в ряд, но не все. Определите, по какому правилу выложены четыре яблока и укажите, какие два яблока ещё нужно положить согласно этому правилу (рис. 235).
Задача 3. Пришла Василиса Премудрая на реку за водой и взяла с собой два жёлтых ведёрка — трёхлитровое и пятилитровое, и красное ведро. Как с помощью трёхлитрового и пятилитрового ведёрок налить в красное ведро ровно 4 литра воды? Василиса Премудрая просит записать решение в виде равенств (рис. 236).
Команды выполняют задания, заполняя ленту ответов (рис. 237).
Оценивается правильность выполнения (по 2 балла за каждое задание) и скорость выполнения заданий (по 1 баллу за каждое задание).
Подведение итогов
Учитель сообщает, что Василиса Премудрая в благодарность за спасение выписала грамоты первоклассникам (грамоты у всех участников соревнований, отличается порядок вручения: первой получает команда-победитель, набравшая наибольшее количество баллов, затем команда, занявшая второе место и т.д.)
Рекомендуется черно-белый вариант грамот для последующего самостоятельного раскрашивания.
[ Регистрация | Вход ]