Игра - тренажер для глаз "Грибная охота"
Проверь свою зоркость.
Наводи мышку и кликай на грибы.
Факультативное занятие по математике
«Математическая радуга»
1 класс
Раздел «Знакомимся с моделированием»
Занятие 1. Простые задачи на разностное сравнение
Краткое содержание: факультативное занятие по математике направлено на дальнейшее развитие представлений об основных задачах на вычитание, на закрепление и развитие умения использовать вычитание для сравнения, на сколько одно число больше (меньше) другого, на развитие представлений об обратных задачах.
Оборудование: мяч, схемы и комплекты карточек «Живая природа», опоры для моделирования условия и решения задач на разностное сравнение, комплекты схем и карточек «Больше — меньше» — по числу групп учащихся; карточки «Восстановите задачу!» — по числу пар учащихся; карандаши синего и зелёного цветов, карточки «Цветные карандаши», «Весёлые смайлики» — по числу учащихся.
Разминка
Разминка проводится в виде дидактической игры с мячом «Больше или меньше». Учитель называет слова, используемые при сравнении различных величин. Требуется соотнести каждое слово с одним из терминов «больше» или «меньше», используемым при сравнении чисел (значений величин).
В игре могут быть использованы слова: «длиннее», «короче», «легче», «тяжелее», «шире», «уже», «выше», «ниже», «ближе», «дальше», «быстрее», «медленнее» и т.п.
Один из возможных вариантов игры: «ниже» — «меньше», «тяжелее» — «больше», «длиннее» — «больше», «легче» — «меньше», «шире» — «больше» и т.д.
Упражнение «Умные карандаши»
Каждый ученик получает карточку «Цветные карандаши» и два карандаша синего и зелёного цветов (рис. 171).
Сначала учитель проводит математический диктант с геометрическим содержанием:
1. Карандашом синего цвета закрасьте полоску из трёх клеток. На рисунке отмечена первая клетка
полоски.
2. Под синей полоской карандашом зелёного цвета закрасьте полоску из пяти клеток. Первая клетка
полоски отмечена.
Используя выполненный рисунок, учащиеся вписывают в пустые клетки числа так, чтобы получились верные утверждения. При необходимости учитель озвучивает задания.
После выполнения заданий результаты сверяются. Затем следует предложить учащимся назвать арифметическое действие, которое надо выполнить, чтобы узнать, на сколько клеток зелёная полоска длиннее, чем синяя; синяя полоска короче, чем зелёная. После этого следует подвести итог: чтобы ответить на вопросы «На сколько больше?», «На сколько меньше?», надо использовать вычитание.
Упражнение в группах «Живая природа»
Каждая группа получает комплект карточек «Живая природа» с задачами на разностное сравнение (число карточек в комплекте — по усмотрению учителя в зависимости от уровня математической подготовки учащихся в группе) (рис. 172).
Требуется вписать вместо пропусков слова, соответствующие постановке вопроса по сюжету каждой задачи (могут быть использованы слова: «больше», «меньше»; «выше», «ниже»; «медленнее», «быстрее»; «тяжелее», «легче»; «короче», «длиннее»; «ниже», «выше»). Затем учащиеся решают задачу, последовательно отвечая на каждый из поставленных вопросов, и записывают ответ.
После выполнения заданий результаты обсуждаются и обобщаются. При этом необходимо обратить внимание учащихся, что, определяя, на сколько одно число больше (меньше) другого, они находят ответ ина второй вопрос — на сколько второе число меньше (больше) первого.
После этого на доске следует обобщить схемы моделирования условий и алгоритмическое правило решения задач на разностное сравнение (рис. 173).
Переменка-1
Рекомендуется проведение игры на внимание «Бегает, плавает, летает». Учитель называет различных животных. Если названа птица или летающее насекомое, то учащиеся руками имитируют взмахи крыльями, рыба или водное млекопитающее — движения пловца, наземное млекопитающее — ногами имитируют бег. При проведении игры могут быть использованы слова: «собака», «щука», «сорока», «аист», «кит», «кот», «носорог», «воробей», «скворец», «акула», «шмель», «жираф» и т.п.
Упражнение в группах «Сортировка»
Каждая группа получает комплект карточек «Больше — меньше», состоящий из трёх блоков задач с общим сюжетом, и по три схемы для моделирования условий задач: на разностное сравнение, на увеличение и на уменьшение на несколько единиц (рис. 173, 174).
Требуется определить, какую схему надо использовать при решении каждой из задач, и поместить карточку под соответствующей схемой.
Карточки «Больше — меньше»
После выполнения упражнения необходимо проверить, как «рассортированы» задачи, и отметить группы, выполнивших задание правильно.
Упражнение «Весёлые смайлики»
Учитель сообщает учащимся, что весёлые смайлики подготовили первоклассникам новые «зашифрованные» задачи.
Каждый ученик получает карточку с «зашифрованными» задачами (рис. 175).
Требуется соединить линией условие каждой задачи с табличкой, в которой указано, какое арифметическое действие надо использовать для решения задачи.
После выполнения задания организуется его самопроверка.
Переменка-2
Рекомендуется проведение пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики.
Упражнение в парах «Восстановите задачу!»
Каждая пара учащихся получает карточку, на которой дано описание сюжета к задаче и приведены две схемы (рис. 176).
Требуется с опорой на схемы составить условия двух задач. После выполнения заданий можно обсудить составленные задачи и предложить учащимся подумать, какие ещё задачи можно было составить по предложенному сюжету.
Занятие 2. Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого
Краткое содержание: на занятии продолжается развитие представлений об основных задачах на сложение и вычитание, закрепляется правило нахождения неизвестного слагаемого, расширяются представления об обратных задачах, о моделировании условий простых текстовых задач на сложение и вычитание.
Оборудование: схемы ситуаций с известными данными, рисунок вопроса-непоседы, схемы ситуаций с неизвестными данными, карточки «Точка», «Вопросительный знак», рисунок «Три "С"»; два набора схем, 12 карточек с изображением вопроса; комплекты схем «Решаем обратные задачи» — по числу групп, карточки «Весёлые смайлики» — по числу пар учащихся; карточки «Задача Машеньки» — по числу девочек, карточки «Задачи Гусли» — по числу мальчиков.
Разминка
Разминка проводится в виде терминологического диктанта «Как называют?» Учитель демонстрирует учащимся равенства, например:
«2 + 7 = 9»,
«3 + 5 = 8»,
«4 + 6 = 10»,
«11 + 1 = 12».
Затем в произвольном порядке называет и показывает числа, например: 7, 9, 2, 3, 10, 1, 8, 5, 12, 4, 11,6.
Требуется определить, как называют каждое из чисел — слагаемым или суммой, Можно организовать выполнение задания фронтально, когда учащиеся отвечают хором, или в парах, когда ученики шёпотом обмениваются ответами, а учитель после каждого числа сообщает правильный ответ.
Возможен вариант проведения разминки, когда каждому ученику раздаются карточки «слагаемое» и «сумма», с помощью которых они «отвечают» на вопросы учителя.
Упражнение «Вопрос-непоседа»
Учитель сообщает учащимся: «В вазе лежат 3 яблока и 5 апельсинов — всего 8 фруктов», — и демонстрирует соответствующую схему (рис. 177).
Затем следует предложить учащимся ответить на вопросы: сколько всего фруктов лежит в вазе? какие фрукты лежат в вазе? сколько яблок лежит в вазе? сколько апельсинов лежит в вазе? всё ли нам известно о фруктах в вазе? как можно изменить схему, чтобы появились неизвестные данные?
После этого учитель демонстрирует учащимся карточку с вопросом-непоседой, закрывает этой
карточкой число 8 на схеме и предлагает составить задачу так, чтобы требовалось найти сумму.
Далее учитель переставляет вопрос-непоседу на позицию числа 3 и на позицию числа 5, а учащиеся составляют соответствующие задачи.
Аналогично следует организовать выполнение заданий с использованием других схем для моделирования задач на нахождение суммы.
Например: «На прогулку вышли 8 девочек и 10 мальчиков, всего — 18 детей» (рис. 178).
«Было 10 орехов, собрали ещё 7 орехов. Стало 17 орехов» (рис. 179).
Затем учитель предлагает учащимся устно решить задачи, условия которых представлены на схемах (рис. 180). Требуется назвать число, которое закрыто на каждой из схем вопросом-непоседой.
При подведении итогов учитель обобщает, что задачи на нахождение суммы и задачи нахождение неизвестного слагаемого являются обратными.
Дидактическая игра «Вопрос-непоседа»
Дидактическая игра проводится в виде математической эстафеты. На доске в разных местах размещаются (изображаются) наборы схем (рис. 181).
Для проведения игры учащиеся делятся на две команды, каждая команда получает по шесть карточек с изображением вопроса.
Требуется расставить по одному знаку на каждой из схем так, чтобы получились разные схемы на нахождение неизвестного слагаемого.
Переменка-1
Проводится в виде дидактической игры на внимание «Точка и вопрос». Учитель показывает в одной руке карточку с изображением точки, в другой — карточку с изображением вопросительного знака (рис. 182).
Образцы карточек:
После этого учащиеся знакомятся с правилами игры: если будет показана карточка с точкой, на до присесть, обняв колени; если с вопросом — встать, подняв руки вверх и согнув их над головой.
Затем учитель показывает по одной карточке в быстром темпе, сменяя их в произвольном порядке, учащиеся выполняют соответствующие движения.
Упражнение в группах «Решаем обратные задачи»
Каждая группа получает комплект из трёх карточек (рис. 183). На каждой карточке представлены две задачи: задача © — на нахождение суммы, задача © — на нахождение неизвестного слагаемого.
Требуется заполнить схему каждой задачи, решить её устно и записать ответ.
После проверки выполнения задания необходимо предложить учащимся ответить на вопросы: «Какое арифметическое действие использовано при решении каждой задачи под номером © ?» (Ответ: сложение.), «Назовите известные и неизвестные компоненты сложения в задачах под номером ©» (Ответ: известные — сумма и одно из слагаемых, неизвестные — другое слагаемое.), «Как можно найти неизвестное слагаемое?» (Ответ: из суммы вычесть известное слагаемое.)
Упражнение «Задачи весёлых смайликов»
Каждая пара получает карточку, на которой изображены схемы к задачам на
нахождение суммы и на нахождение неизвестного слагаемого и таблички со схематической записью суммы и разности (рис. 184). Требуется провести линию от каждой схемы к табличке с записью арифметического действия, которое нужно выполнить для решения задачи.
При проверке называются номера задач, для решения которых надо выполнить сложение (1, 3, 5), и номера задач, решаемых с помощью вычитания (2, 4, 6, 7, 8).
Переменка 2
Рекомендуется проведение зрительной гимнастики.
Упражнение «Составьте задачи!»
Каждый ученик получает карточку, на которой представлена задачная ситуация: девочкам — о Машеньке, мальчикам — про музыканта Грушу (рис. 185). Требуется составить и записать условие двух задач: прямой на нахождение суммы и обратной на нахождение неизвестного слагаемого (по желанию учащиеся могут смоделировать условие задачи с помощью одной из схем).
После выполнения задания организуется сравнительная проверка среди девочек и среди мальчиков.
Игра со словами «Три С»
Учитель демонстрирует учащимся схематическое равенство и предлагает учащимся «расшифровать» его (рис. 186).
(Ответ: «Слагаемое» + «Слагаемое» = «Сумма».) Затем предлагается составить предложения из трёх слов, каждое из которых начинается буквой «С». Например: «Сегодня светит солнце», «Саша смастерил скворечник» и т.п.
Занятие 3. Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого (вычитаемого)
Краткое содержание: на данном факультативном занятии по математике продолжается развитие представлений об основных задачах на сложение и вычитание, закрепляются правила нахождения неизвестных уменьшаемого или вычитаемого, расширяются представления о моделировании условий простых текстовых задач на сложение и вычитание, об обратных задачах.
Оборудование: схемы ситуаций с известными данными, рисунок вопроса-непоседы, таблицы с вопросами; карточки «Расстановка вопросов», комплекты карточек «Решаем обратные задачи» — по числу групп учащихся; карточки «Весёлые смайлики» — по числу пар учащихся; карточки с таблицами 4x4, карточки «Задачи Мурзика» — по числу учащихся.
Разминка
Разминка проводится в виде терминологического диктанта «Как называют?» Учитель демонстрирует учащимся равенства, например:
«14 - 3 = 11»,
«8 - 1 = 7»,
«9 - 4 = 5»,
«12 - 2 = 10».
Затем в произвольном порядке называет и показывает числа, например: 1,10, 7, 12, 5, 11,3, 8, 9, 2, 6, 4, 14. Требуется определить название каждого из чисел согласно позиции в записи равенства: уменьшаемое, вычитаемое или разность.
Можно организовать выполнение задания фронтально, чтобы учащиеся отвечали хором, или в парах, когда ученики шёпотом обмениваются ответами. В этом случае следует сообщать правильные ответы на каждом шаге игры.
Возможен вариант проведения разминки, когда каждому ученику раздаются карточки «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», с помощью которых они «отвечают» на вопросы учителя.
Упражнение «Вопрос-непоседа»
Учитель сообщает учащимся: «Было 10 пирожков. Продали 7 пирожков. Осталось 3 пирожка», — и демонстрирует соответствующую схему (с рисунками) (рис. 187).
Затем следует предложить учащимся ответить на вопросы: что известно о пирожках? всё ли нам известно о пирожках? как можно изменить схему, чтобы появились неизвестные данные? какие числа (позиции) на схеме можно заменить вопросительным знаком?
После ответов учащихся учитель сначала закрывает на схеме карточкой, на которой изображён вопрос-непоседа Ир, число 3 (разность) и предлагает составить задачу на нахождение разности.
Затем учитель перемещает вопросительный знак на позицию числа 10 (уменьшаемого), далее — на позицию числа 7 (вычитаемого). Учащиеся составляют соответствующие задачи.
Аналогично следует организовать выполнение других заданий. Например: «Было 15 воздушных шариков. Когда улетели 3 шарика, осталось 12 шариков» (с рисунками) (рис. 188).
Подводя итоги, учитель сообщает, что задачи на нахождение уменьшаемого и нахождение вычитаемого являются обратными.
Упражнение «Расстановка вопросов»
Каждая группа учащихся получает карточку со схемами для моделирования условий задач (рис. 189).
Нужно записать по одному вопросу на каждой из схем так, чтобы полученная схема отвечала указанному требованию.
После выполнения задания результаты сверяются. При этом учащиеся называют позиции, на которые помещены «вопросы-непоседы» соответственно: «осталось», «было», «использовали».
Переменка-1
Проводится в виде дидактической игры на развитие памяти. Для участия в игре каждый ученик получает карточку с таблицами 4x4 (рис. 190).
Учитель сообщает учащимся, что они в течение нескольких секунд будут рассматривать рисунок. На рисунке изображена таблица и в нескольких клетках этой таблицы — вопросительные знаки. Требуется запомнить размещение вопросительных знаков, а потом расставить их в тех же клетках в одной из таблиц на своей карточке.
Каждый рисунок демонстрируется в течение 15-20 секунд и закрывается, а учащиеся расставляют вопросительные знаки по памяти.
Затем учитель снова показывает рисунок для самопроверки и демонстрирует новый рисунок. Игра проводится несколько раз.
Образцы расстановки вопросительных знаков представлены в демонстрационных таблицах (рис. 191).
Упражнение в группах «Решаем обратные задачи»
Каждая группа получает комплект из двух карточек. На каждой карточке представлены две задачи: задача © — на нахождение неизвестного вычитаемого, задача © — на нахождение неизвестного уменьшаемого (рис. 192).
Требуется заполнить схему каждой задачки, решить ее устно и записать ответ.
После проверки выполнения задания необходимо предложить учащимся ответить на вопросы: «Какое арифметическое действие использовано при решении каждой задачи под номером (1)?». (Ответ: вычитание), «Назовите известные и неизвестные компоненты в задачах под номером (1)?». (Ответ: известные компоненты: уменьшаемое, разность; неизвестное – вычитаемое). «Какое арифметическое действие использовано при решении каждой задачи под номером (2)?» (Ответ: сложение»); «Назовите известные и неизвестные компоненты сложения в задачах под номером (2)» (Ответ: известные компоненты – вычитаемое и разность, неизвестное – уменьшаемое).
Упражнение «Задачи веселых смайликов»
Каждая пара учащихся получает карточку, на которой изображены схемы к задачам на нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого, разности и таблички со схематическими записями сложения и вычитания. Нужно соединить линией каждую схему с табличкой арифметического действия, которое нужно выполнить для решения задачи (рис. 193).
После выполнения задания следует назвать номера задач, для решения которых надо выполнить сложение (3, 5, 8) и номера задач, решаемых с помощью вычитания (1, 2, 4, 6, 7).
Переменка 2
Рекомендуется проведение упражнений на развитие координации движений.
Упражнение «Задачи Мурзика»
Каждый ученик получает карточку, на которой описан сюжет задачи (рис. 194). Требуется сначала смоделировать условия трёх задач: на нахождение разности, неизвестного вычитаемого и неизвестного уменьшаемого, — вписав в соответствующих клетках число или знак «?». Затем нужно поставить и записать вопрос к каждой задаче.
После выполнения упражнения организуется его проверка (взаимопроверка).
Игра со словами «Три буквы»
Учитель демонстрирует учащимся схематическое равенство и предлагает «расшифровать» его (рис. 195).
(Ответ: «Уменьшаемое» — «Вычитаемое» = «Разность».)
Затем учащимся предлагается составить предложение из трёх слов, первое из которых начинается буквой «У», второе — буквой «В», третье — буквой «Р». Например: «Утром выполнили разминку», «Ученик взял рюкзак» и др.
С. И. Гин, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры акмеологии Гомельского областного института развития образования,
учитель начальных классов гимназии №51 г. Гомеля;
О. Р. Адамович, учитель начальных классов СШ № 60 г. Гомеля;
Ю. К. Войтова, доцент кафедры управления
и технологии образования Гомельского областного института развития образования;
Е. А. Никишаева, учитель начальных классов СШ № 7 г. Гомеля;
В. А. Сидоренко, преподаватель математики,
методики преподавания начального курса математики
Гомельского государственного педагогического колледжа имени Л. С. Выготского
[ Регистрация | Вход ]