Игра - тренажер для глаз "Грибная охота"
Проверь свою зоркость.
Наводи мышку и кликай на грибы.
Смешарики - Догонялки
Управление в русском языке: трудности и ошибки
Тамара
Григорьевна
ТРОФИМОВИЧ
доктор филологических наук, доцент,
заведующая кафедрой белорусского и русского языкознания
Белорусского государственного педагогического
университета имени Максима Танка
Управление в русском языке — это вид подчинительной связи слов в словосочетании, при котором главное слово требует от зависимого определённой падежной формы, обусловленной лексико-грамматическим значением главного слова или смыслом высказывания. Например, глагол гордиться требует от зависимого имени существительного, местоимения или любого другого субстантивированного (ставшего существительным) слова в форме творительного падежа: гордиться учениками, гордиться достижениями, гордиться родной страной и т.д.
При управлении, как бы ни менялась форма главного слова, зависимое остаётся неизменным: читать книгу, читал книгу, читал бы книгу и т.д. Управление особенно характерно для глаголов, причастий и деепричастий, поэтому такие слова могут управлять несколькими зависимыми словами. Например, глагол вырезать управляет словами снежинку (что?), из бумаги (из чего?), для сестры (для кого?) и т.д. Управлять зависимыми словами могут также имена существительные (забота о родителях), числительные (пять столов), а также прилагательные, местоимения и наречия. Зависимым словом в конструкциях с управлением бывает только имя существительное.
Способность слова управлять, количество слов, которым данное слово может управлять, тесно связаны с его лексическим значением, поэтому чётких схем управления нет, носители русского языка должны их просто помнить. Этим объясняются трудности в использовании словосочетаний с управлением и возникающие при этом многочисленные речевые ошибки.
Какая ошибка управления является наиболее распространённой?
На этот вопрос специалисты по культуре речи отвечают так: наиболее распространённой ошибкой управления является неправильный выбор падежной формы зависимого имени существительного, числительного или местоимения.
Оповестить родителей или оповестить родителям? Перебой в поставках, с поставками, поставок? Избегать встречи или избегать встречу? Универсальной схемы поиска правильных ответов на эти и подобные вопросы не существует. Нужно запоминать, какой формы имени существительного требует при себе то или иное слово. Оповестить (кого?) родителей, перебой (в чём? с чем?) в поставках, с поставками, избегать (чего?) встречи.
Обычно трудностей не возникает в тех случаях, когда реализуется так называемое сильное управление. Это такой тип управления, при котором главное слово своим значением как части речи предопределяет связь с определённой формой имени существительного как обязательную, необходимую, без которой главное слово не может реализовать своего определённого значения: петь песню, решать задачу, строить дом, нуждаться в помощи, верить в победу и т.д.
Чаще всего сильным управлением обладают глаголы, а также некоторые имена существительные, прилагательные и наречия: строить дом, похожий на отца, два человека и т.п.
Какие ошибки в выборе предложно-падежных форм имён существительных встречаются?
Известно, что главное слово может требовать от зависимого существительного определённых падежных форм как без предлога, так и с предлогом. Нередки случаи неверного употребления таких пред-ложно-падежных форм.
Контроль о выполнении распоряжения возложить на завуча. Бороться над недостатками в работе нужно всем вместе. Нужно требовать об учащихся выполнения правил поведения. В приведённых предложениях допущены грубые речевые ошибки. Правильно: Контроль за (над) выполнением распоряжения возложить на завуча. Бороться с недостатками в работе нужно всем вместе. Нужно требовать от учащихся выполнения правил поведения.
В ряде случаев зависимое слово употребляется без предлога, тогда как нормативной является предложная связь. Трудности учащихся возникают при решении задач на движение. Правильно: Трудности у учащихся возникают при решении задач на движение.
В то же время нередко можно наблюдать употребление предлога в тех словосочетаниях, которые в литературном языке известны как беспредложные.
Представители с фирмы навестили воспитанников детского дома. Дать ответ для родителей нужно после уроков. Прошу оплатить мне за выполненную работу.
Правильно: Представители фирмы навестили воспитанников детского дома. Дать ответ родителям нужно после уроков. Прошу оплатить мне выполненную работу.
Какие варианты предложного и беспредложного управления возможны?
Действительно, в языке и речи возможны варианты в построении словосочетаний предложного и беспредложного управления. Предложная конструкция обычно имеет более конкретное значение, чем беспредложная. Сравните два словосочетания: письмо матери и письмо к матери. Первое из приведённых словосочетаний может означать, что письмо предназначается матери и что письмо написано матерью, в то время как второе словосочетание вполне определённо говорит о том, что письмо предназначено матери.
Однако одинаково нормативными являются словосочетания приехать метро — приехать на метро, идти лесом — идти по лесу, работать вечером— работать по вечерам, встретить первый раз и встретить в первый раз и т.д.
Что такое синтаксическая неполнота и избыточность словосочетания?
Синтаксическая структура словосочетания может быть неполной, если в нём отсутствует какой-либо необходимый компонент. Использование лишнего зависимого компонента приводит к синтаксической избыточности словосочетания. Оба эти явления квалифицируются как речевые ошибки.
На семинаре учителя обменялись организацией работы факультативов. В докладе директор остановился о роли волонтёров. Входящие в состав данных предложений словосочетания являются синтаксически неполными. Правильно: На семинаре учителя обменялись опытом организации работы факультативов. В докладе директор остановился на вопросе о роли волонтёров.
Из около двух тысяч учащихся школы все прошли медицинский осмотр. Лишним является употребление слова около, поскольку оно второй раз указывает на форму родительного падежа зависимого компонента словосочетания. Достаточным является употребление предлога из.
Какие варианты норм управления в русском языке возможны?
В русском языке довольно широко распространены варианты норм управления, которые могут быть как равноправные, как современные и устаревшие, как нейтральные или стилистически окрашенные. Так, равноправными, т.е. одинаково нормативными, являются словосочетания готовить на кухне — готовить в кухне, запрещение ввоза — запрещение на ввоз, вред здоровью — вред для здоровья и т.д.
Поскольку в истории русского языка нормы управления менялись, существующие варианты могут оцениваться как устаревшие. Они имеют современные параллели. Устаревшее словосочетание встретиться в концерте имеет современный вариант встретиться на концерте, устаревшее отвращение от пищи имеет современный вариант отвращение к пище и т.д.
Существующие варианты могут быть стилистически нейтральными, а могут иметь ту или иную стилистическую окраску. Так, нейтральное словосочетание рассказать о походе имеет разговорный вариант рассказать про поход, нейтральное чувствительность к лекарствам имеет профессиональный («медицинский») вариант чувствительность на лекарства и т.д.
В чём особенности употребления предлогов с формами косвенных падежей в словосочетаниях?
Предлог в словосочетании связывает главный и зависимый компонент в единое целое. Следует помнить, что большинство предлогов употребляются с формами одного падежа, а такие предложно-падежные формы могут использоваться и в словосочетаниях с управлением.
Так, родительного падежа требуют от существительного предлоги без, до, для, кроме, вместо, сверх, насчёт, среди и др., многие наречные предлоги возле, около, посреди, отдельно от, вплоть до, в области, в целях и т.д. Прочитать около двадцати страниц, содержать отдельно от животных, распорядиться насчёт покупок и т.д.
Дательного падежа требуют предлоги благодаря, вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, на пути к, по направлению к, по отношению к и др. Узнать благодаря встрече, победить вопреки погоде, устроить согласно распоряжению и т.д.
Винительного падежа требуют предлоги про, через, сквозь, в ответ на, несмотря на. Идти сквозь вьюгу, написать в ответ на обращение, решить несмотря на трудности.
С формой творительного падежа употребляются предлоги при, согласно с, рядом с, вместе с, в связи с и др. Поступить согласно с решением педсовета, закрыться в связи с морозами.
Где можно справиться о нормах управления?
Сложность русских норм управления привела к тому, что создаются специальные справочники. В настоящее время наиболее популярным в этом направлении является словарь-справочник «Управление в русском языке» Д. Э. Розенталя (М., 1986).
Обратите внимание!
Беспокоиться оком-чём/ (разг.) за к о г о: беспокоиться о сыне, беспокоиться за сестру.
Благодаря к о м у - ч е м у (не к о г о - ч е г о): благодаря помощи, благодаря отцу.
Воодушевить к о г о на ч т о: воодушевить бойцов на подвиг.
Грустить 1.оком-чём, 2. покому-чему, 3. поком-чём: грустить о сыне, грустить об ушедшей молодости, грустить по брату, грустить по мужу (разг.).
Избрать кем/в кого: избрать членом (в члены) профбюро.
Контроль 1. за ч е м, 2. над к е м - ч е м, 3. ч е г о: контроль за (над) выполнением плана; контроль за порядком в классе; контроль над молодыми специалистами; контроль готовой продукции.
Недоступный кому-чему/ для кого-чего: недоступные человеческому уху ультразвуки; недоступный для меня.
Одеть кого-что во что/чем: ребёнка одели в шубку, зима одела поля снегом.
Надеть что/что на что: надеть кольцо на палец.
Рецензия н а ч т о (не о ч ё м!): рецензия на дипломную работу.
Отзыв о чём/на что: отзыв о диссертации, отзыв на автореферат диссертации.
Характеристика кого/на кого: характеристика ученика и характеристика на ученика.
Практикум
Найдите ошибки в управлении, исправьте их:
1. После школы я поступила на учёбу в университет.
2. За свой поступок ты будешь просить извинение.
3. Школьники были привлечены на борьбу с вредителями садов.
4. Озабоченность о поведении подростков высказал участковый милиционер.
5. Сразу же по приезду в деревню мы пошли на реку.
6. Мы разочаровались твоими увлечениями.
7. Благодаря маму я научилась читать.
8. Клиент дал расписку о получении товара.
Правильно:
1. После школы я поступила учиться в университет.
2. За свой поступок ты будешь просить извинения.
3. Школьники были привлечены к борьбе с вредителями садов.
4. Озабоченность поведением подростков высказал участковый милиционер.
5. Сразу же по приезде в деревню мы пошли на реку.
6. Мы разочаровались в твоих увлечениях.
7. Благодаря маме я научилась читать.
8. Клиент дал расписку в получении товара.
[ Регистрация | Вход ]