Игры для детей Все игры

Смешарики - Переправа

Смешарики - Переправа
Интеллектуальные игры для детей.
Развитие творческих и мыслительных способностей.

Смешарики - Догонялки

Смешарики - Догонялки
Развивающие игры для тех, кто любит скорость! Развивает координацию движений, точность и быстроту реагирования.
Доклады
 Разработка и определение объема и характера знаний и умений учащихся в технологии развивающего обучения по литературе

Технология развивающего обучения на современном этапе становится все более актуальной и востребованной. Каким образом происходит разработка и определение объема и характера знаний и умений учащихся в технологии развивающего обучения по литературе?

Установка настроенности учащихся на эстетическое общение реализуется в следую­щих функциональных и структурных мо­ментах:

1.    Эстетизация среды и обстановки урока.

2.    Создание положительной эмоциональ­ной атмосферы на уроке.

3.    Эстетически значимая информация, создающая "комплекс ожидания": вступи­

тельное слово учителя, комментарии, лек­ция, предварительное ознакомление с фак­тическим материалом, составление ориенти­ровочной основы предстоящей деятельности.

4.    Средства активизации и стимулирова­ния художественной коммуникации: предва­рительные вопросы, задания, обращение к личному опыту школьников и т.д.

5.    Культурный и художественный кон­текст.

Эмоционально-эстетической настроенно­сти учащихся на общение с произведением искусства способствуют такие группы мето­дов, как интерактивные методы обучения создания культурного и художественного контекста, методы, эмоциональной настройки. Детально проработанный установочный этап благопри­ятствует созданию положительной эмоцио­нальной атмосферы, организации взаимодей­ствия, самоактуализации каждого ученика, помогает мобилизовать творческие возможно­сти школьников, стимулирует активную эс-тетико-перцептивную деятельность.

1. Метод окружения художественным контекстом

а) метод окружения равно­значным литературным художественным контекстом, при котором в качестве стиму­ла могут выступать одно или несколько ли­тературных произведений со сходным на­строением; 

б) метод окружения равнознач­ным художественным контекстом произве­дений других видов искусства, где в каче­стве стимула выступают произведения раз­личных видов искусства, созвучных воспри­нимаемому эмоционально-чувственным со­держанием; 

в) метод окружения многознач­ным художественным контекстом, который предполагает включение литературного про­изведения в различные художественные контексты с целью обнаружения новых эмо­ционально-смысловых оттенков. 

Например, светлая, возвышенная грусть, одухотворен­ная строгим величием, составляет первый контекст. Изменение контекста: а) умиро­творение, гармоничное соединение с приро­дой; б) тоска, одиночество; в) состояние от­решенной влюбленности, мысленное любова­ние и наслаждение дорогим сердцу образом.

2.   Метод окружения культурным и ис­торическим контекстом, предполагающий включение произведения в контекст опреде­ленной культурно-исторической эпохи, по­зволяет глубже познать его культурно-исто­рическую значимость.

3.   Метод окружения жизненным контек­стом,вводящий литературное произведение в жизненный опыт учащихся, актуализиру­ет воспоминания школьников о пережитых чувствах и эмоциональных состояниях, по­зволяет обнаружить связь заложенного авто­ром содержания с современной жизнью.

Информационно-ориентировочные мето­ды реализуются с целью создания информационной и ориентировочной основы предсто­ящей деятельности. Особую значимость в процессе организации восприятия художе­ственного произведения имеет информаци­онное обеспечение урока: история создания произведения, особенности жизни и творче­ства автора, его стиля, специфика жанра, языка искусства, программное содержание. Объем и сложность информации определяет­ся как возрастом учащихся, уровнем их под­готовки к восприятию, так и художествен­ной и педагогической целесообразностью, темой, логикой и структурой урока.

Наиболее важными информационно-ориен­тировочными методами являются вступитель­ное слово учителя, вступительная беседа, ре­зюме, комментарий, установочные вопросы, метод опознавательно-речевой установки, ме­тод наведения внимания, создание эстетичес­кой проблемной ситуации, методы окружения культурным и художественным контекстами также могут использоваться с целью создания и обновления информационной установки.

При реализации методов вступительного слова, беседы, резюме, комментария, устано­вочных вопросов следует обратить внимание на такие немаловажные моменты, как со­блюдение чувства меры в детализации ин­формации, оригинальность, неожиданность, непредсказуемость, парадоксальность и од­новременно доступность изложения, крат­кость, эмоциональность, образность, соотне­сенность с актуальными проблемами личност­ного становления учащихся, постоянное обновление установки, контрастность подо­бранного художественного материала. "Ожи­вить" установочную информацию помогают такие приемы, как обновление установки и установочной информации, утаивание ин­формации, недосказанность, антиципация (парадокс), контраст и др.

Прием недосказанности опирается на способность учащихся прогнозировать, пред­восхищать динамику эмоциональной настро­енности произведения искусства. Для этого могут использоваться произведения других видов искусства или образы, связанные с устоявшимися мировоззренческими пред­ставлениями, традициями, художественны­ми героями, несущие определенную эмоцио­нально-оценочную информацию.

Прием антиципации(парадокса) предпо­лагает подачу предваряющей восприятие ин­формации в противоречивой, парадоксаль­ной форме. Неожиданность подбора изобра жений женского идеала в эпохи палеолита, Ренессанса, романтизма, модернизма, пост­модерна способна вызвать новизну эстети­ческого видения женского образа. Парадокс в изложении пояснений и комментариев, вступительного слова способствует возраста­нию интереса учащихся к произведению, восприятие которого становится для них от­крытием. Данный педагогический прием опирается на эффект художественной анти­ципации, определяемый Н. Бучило как "та­кое развитие сюжета, которое противоречит всяким нашим ожиданиям, порождая чув­ство открытия нового, внезапные «озаре­ния»" [6, с. 74].

Довольно распространенной аргумента­цией того, что учащийся "не понял", недо­статочно близко воспринял, не прочувство­вал произведение, является несовпадение на­строения школьника с эмоциональной на­правленностью произведения. Это указывает на необходимость уделить отдельное внима­ние созданию эмоциональной настроенно­сти реципиента на восприятие художе­ственного объекта, обладающего определен­ной эмоционально-чувственной тональнос­тью. Эмоционально подготовиться к обще­нию с произведением искусства могут по­мочь удачное оформление аудитории, музы­ка, звучащая еще до начала урока, выве­шенные живописные работы учащихся дру­гих классов, выполненные по мотивам про­изведения, знакомство с которым предстоит на уроке.

 Непосредственной эмоциональ­ной настройке способствует ряд методов:

1.    Метод актуальных воспоминаний и привлечения личного опыта.

2.    Репрезентация учителем своих пере­живаний.

3.    Метод художественно-ассоциативных игр.

4.    Метод "викторины с секретом".

5.    Метод эмоционального выбора.

Метод актуальных воспоминаний пред­лагает учащимся вспомнить и описать собы­тия их жизни, оставившие в памяти опреде­ленный эмоциональный отпечаток. Приме­ром и толчком для высказываний может по­служить репрезентация учителем своих пе­реживаний с обязательным использованием Я-конструкций, что служит действенным приглашением к открытому диалогу. На ос­нове реализации метода привлечения лично­го опыта происходит ассимиляция авторско­го мировосприятия школьниками. В целях  создания эмоциональной настройки эффек­тивно использование метода художествен­но-ассоциативных игр с привлечением эле­ментов музыки, изобразительного искусства, художественно-литературных произведений, игры на эмоциональное соответствие (по картине или музыке узнать стихотворение, по стихотворению узнать музыку и т.д., подчеркивая эмоциональное сходство произ­ведений).

Метод "викторины с секретом"позво­ляет не только эмоционально настроиться на дальнейшее художественное восприятие, но и вносит определенную интригу в ход уро­ка, способствует установлению межличност­ного взаимодействия, улучшает эмоциональ­ную атмосферу в коллективе. Учащимся предлагается определить автора стихотвор­ных строк по стилю, языку, художествен­ной манере и основному настроению, при­чем среди произведений известных поэтов обязательно должно звучать стихотворение какого-либо ученика этого или параллельно­го класса.

Метод эмоционального выбораобеспечи­вает определенную свободу деятельности учащегося. Представляется целесообразным реализация нескольких модификаций мето­да, конкретизирующих его действие: пози­тивный эмоциональный выбор (выбрать из преложенных произведений близкое по на­строению и работать с ним), обратный эмо­циональный выбор (выбрать из нескольких произведений близкое по эмоциональной на­строенности, но работать с одним из остав­шихся), эмоциональное отчуждение (рабо­тать с произведением совершенно не соот­ветствующим по эмоциональной тональности настроению школьника).

Само эстетическое восприятие искусства представляет собой в некотором роде игро­вую деятельность, основанную на эмпатии и отождествлении, с одной стороны, и отчуж­дении, отстранении — с другой. В зависи­мости от того, с кем отождествляет себя уче­ник и какой вид деятельности он имитиру­ет, можно выделить следующие формы рабо­ты, содержащие в той или иной степени иг­ровой компонент: ролевые игры, творческие игры, игровое творчество. Развитию этих навыков и способствует технология развивающего обучения.

 

Материал просмотрели:

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Оставить комментарий!

23.04.2024
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

По какой программе учится Ваш ребенок? (2012/2013 учебный год)

Всего ответов: 1896


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Сегодня сайт посетили:
Наши партнеры

{login}