Смешарики - Переправа
Развитие творческих и мыслительных способностей.
Смешарики - Догонялки
Разработка и определение объема и характера знаний и умений учащихся в технологии развивающего обучения по литературеТехнология развивающего обучения на современном этапе становится все более актуальной и востребованной. Каким образом происходит разработка и определение объема и характера знаний и умений учащихся в технологии развивающего обучения по литературе?
Установка настроенности учащихся на эстетическое общение реализуется в следующих функциональных и структурных моментах:
1. Эстетизация среды и обстановки урока.
2. Создание положительной эмоциональной атмосферы на уроке.
3. Эстетически значимая информация, создающая "комплекс ожидания": вступи
тельное слово учителя, комментарии, лекция, предварительное ознакомление с фактическим материалом, составление ориентировочной основы предстоящей деятельности.
4. Средства активизации и стимулирования художественной коммуникации: предварительные вопросы, задания, обращение к личному опыту школьников и т.д.
5. Культурный и художественный контекст.
Эмоционально-эстетической настроенности учащихся на общение с произведением искусства способствуют такие группы методов, как интерактивные методы обучения создания культурного и художественного контекста, методы, эмоциональной настройки. Детально проработанный установочный этап благоприятствует созданию положительной эмоциональной атмосферы, организации взаимодействия, самоактуализации каждого ученика, помогает мобилизовать творческие возможности школьников, стимулирует активную эс-тетико-перцептивную деятельность.
1. Метод окружения художественным контекстом:
а) метод окружения равнозначным литературным художественным контекстом, при котором в качестве стимула могут выступать одно или несколько литературных произведений со сходным настроением;
б) метод окружения равнозначным художественным контекстом произведений других видов искусства, где в качестве стимула выступают произведения различных видов искусства, созвучных воспринимаемому эмоционально-чувственным содержанием;
в) метод окружения многозначным художественным контекстом, который предполагает включение литературного произведения в различные художественные контексты с целью обнаружения новых эмоционально-смысловых оттенков.
Например, светлая, возвышенная грусть, одухотворенная строгим величием, составляет первый контекст. Изменение контекста: а) умиротворение, гармоничное соединение с природой; б) тоска, одиночество; в) состояние отрешенной влюбленности, мысленное любование и наслаждение дорогим сердцу образом.
2. Метод окружения культурным и историческим контекстом, предполагающий включение произведения в контекст определенной культурно-исторической эпохи, позволяет глубже познать его культурно-историческую значимость.
3. Метод окружения жизненным контекстом,вводящий литературное произведение в жизненный опыт учащихся, актуализирует воспоминания школьников о пережитых чувствах и эмоциональных состояниях, позволяет обнаружить связь заложенного автором содержания с современной жизнью.
Информационно-ориентировочные методы реализуются с целью создания информационной и ориентировочной основы предстоящей деятельности. Особую значимость в процессе организации восприятия художественного произведения имеет информационное обеспечение урока: история создания произведения, особенности жизни и творчества автора, его стиля, специфика жанра, языка искусства, программное содержание. Объем и сложность информации определяется как возрастом учащихся, уровнем их подготовки к восприятию, так и художественной и педагогической целесообразностью, темой, логикой и структурой урока.
Наиболее важными информационно-ориентировочными методами являются вступительное слово учителя, вступительная беседа, резюме, комментарий, установочные вопросы, метод опознавательно-речевой установки, метод наведения внимания, создание эстетической проблемной ситуации, методы окружения культурным и художественным контекстами также могут использоваться с целью создания и обновления информационной установки.
При реализации методов вступительного слова, беседы, резюме, комментария, установочных вопросов следует обратить внимание на такие немаловажные моменты, как соблюдение чувства меры в детализации информации, оригинальность, неожиданность, непредсказуемость, парадоксальность и одновременно доступность изложения, краткость, эмоциональность, образность, соотнесенность с актуальными проблемами личностного становления учащихся, постоянное обновление установки, контрастность подобранного художественного материала. "Оживить" установочную информацию помогают такие приемы, как обновление установки и установочной информации, утаивание информации, недосказанность, антиципация (парадокс), контраст и др.
Прием недосказанности опирается на способность учащихся прогнозировать, предвосхищать динамику эмоциональной настроенности произведения искусства. Для этого могут использоваться произведения других видов искусства или образы, связанные с устоявшимися мировоззренческими представлениями, традициями, художественными героями, несущие определенную эмоционально-оценочную информацию.
Прием антиципации(парадокса) предполагает подачу предваряющей восприятие информации в противоречивой, парадоксальной форме. Неожиданность подбора изобра жений женского идеала в эпохи палеолита, Ренессанса, романтизма, модернизма, постмодерна способна вызвать новизну эстетического видения женского образа. Парадокс в изложении пояснений и комментариев, вступительного слова способствует возрастанию интереса учащихся к произведению, восприятие которого становится для них открытием. Данный педагогический прием опирается на эффект художественной антиципации, определяемый Н. Бучило как "такое развитие сюжета, которое противоречит всяким нашим ожиданиям, порождая чувство открытия нового, внезапные «озарения»" [6, с. 74].
Довольно распространенной аргументацией того, что учащийся "не понял", недостаточно близко воспринял, не прочувствовал произведение, является несовпадение настроения школьника с эмоциональной направленностью произведения. Это указывает на необходимость уделить отдельное внимание созданию эмоциональной настроенности реципиента на восприятие художественного объекта, обладающего определенной эмоционально-чувственной тональностью. Эмоционально подготовиться к общению с произведением искусства могут помочь удачное оформление аудитории, музыка, звучащая еще до начала урока, вывешенные живописные работы учащихся других классов, выполненные по мотивам произведения, знакомство с которым предстоит на уроке.
Непосредственной эмоциональной настройке способствует ряд методов:
1. Метод актуальных воспоминаний и привлечения личного опыта.
2. Репрезентация учителем своих переживаний.
3. Метод художественно-ассоциативных игр.
4. Метод "викторины с секретом".
5. Метод эмоционального выбора.
Метод актуальных воспоминаний предлагает учащимся вспомнить и описать события их жизни, оставившие в памяти определенный эмоциональный отпечаток. Примером и толчком для высказываний может послужить репрезентация учителем своих переживаний с обязательным использованием Я-конструкций, что служит действенным приглашением к открытому диалогу. На основе реализации метода привлечения личного опыта происходит ассимиляция авторского мировосприятия школьниками. В целях создания эмоциональной настройки эффективно использование метода художественно-ассоциативных игр с привлечением элементов музыки, изобразительного искусства, художественно-литературных произведений, игры на эмоциональное соответствие (по картине или музыке узнать стихотворение, по стихотворению узнать музыку и т.д., подчеркивая эмоциональное сходство произведений).
Метод "викторины с секретом"позволяет не только эмоционально настроиться на дальнейшее художественное восприятие, но и вносит определенную интригу в ход урока, способствует установлению межличностного взаимодействия, улучшает эмоциональную атмосферу в коллективе. Учащимся предлагается определить автора стихотворных строк по стилю, языку, художественной манере и основному настроению, причем среди произведений известных поэтов обязательно должно звучать стихотворение какого-либо ученика этого или параллельного класса.
Метод эмоционального выбораобеспечивает определенную свободу деятельности учащегося. Представляется целесообразным реализация нескольких модификаций метода, конкретизирующих его действие: позитивный эмоциональный выбор (выбрать из преложенных произведений близкое по настроению и работать с ним), обратный эмоциональный выбор (выбрать из нескольких произведений близкое по эмоциональной настроенности, но работать с одним из оставшихся), эмоциональное отчуждение (работать с произведением совершенно не соответствующим по эмоциональной тональности настроению школьника).
Само эстетическое восприятие искусства представляет собой в некотором роде игровую деятельность, основанную на эмпатии и отождествлении, с одной стороны, и отчуждении, отстранении — с другой. В зависимости от того, с кем отождествляет себя ученик и какой вид деятельности он имитирует, можно выделить следующие формы работы, содержащие в той или иной степени игровой компонент: ролевые игры, творческие игры, игровое творчество. Развитию этих навыков и способствует технология развивающего обучения.
[ Регистрация | Вход ]