Игры для детей Все игры

Смешарики - Догонялки

Смешарики - Догонялки
Развивающие игры для тех, кто любит скорость! Развивает координацию движений, точность и быстроту реагирования.

Смешарики - Гусеница

Смешарики - Гусеница
Игры - считалки.
Учимся считать вместе с гусеницей

Доклады
 Создание здоровьесберегающей среды
способствующей повышению мотивации и развитию личностных качеств

Мотивация учебной деятельности школьников включает организацию их внимания и управление им, разъяснение смысла деятельности на уроке, по возмож­ности совместную с учащимися постанов­ку целей урока, обеспечение ситуации ус­пеха в достижении сформулированной цели, поддержание у учащихся положи­тельных эмоций и состояния уверенности в своих действиях.

Для обучения русскому языку суще­ственны внутренние положительные моти­вы ребенка (интересны изучаемый пред­мет, используемые методы обучения, учитель; стремление добиться особых успехов, осознание своего познавательного прогрес­са) и внешние положительные мотивы (стремление получить высокий балл, одоб­рение одноклассников, учителя, родителей).

В качестве мотивации учебной деятель­ности школьников словесники привлекают занимательные материалы (в том числе свидетельствующие о недостаточности име­ющихся знаний), исторические факты, лингвистические миниатюры, яркие вы­сказывания, игровые ситуации, дидакти­ческие рисунки, загадки, которые могут быть разгаданы после изучения нового ма­териала, — словом, всё, что может вы­звать интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность.

Организуя деятельность школьников при проверке домашнего задания, учи­тель устанавливает правильность, полноту и осознанность его выполнения, выявляя и устраняя пробелы в знаниях учащихся и способах деятельности, создавая условия для установления связи между проверяе­мым материалом и тем, который подле­жит усвоению на уроке.

Используемые на данном этапе методы зависят от вида домашнего задания: было оно устным или письменным, репродуктив­ным или творческим. Для проверки пись­менного репродуктивного домашнего зада­ния используются: тесты, фронтальная про­верка; выполнение учащимися самостоя­тельной работы, аналогичной той, что была сделана дома; самопроверка, взаимопровер­ка, проверка по образцу, диктант по мате­риалу домашней работы и др. При провер­ке теоретического материала — фронталь­ный , индивидуальный, уплотненный опрос.

Если домашним заданием предыдущего урока был предусмотрен материал для по­вторения к данному уроку, с проверкой домашнего задания нередко совмещается актуализация опорных знаний — восста­новление в памяти учащихся сведений о языковых явлениях и способов деятельно­сти, которые необходимы, чтобы успешно был усвоен новый материал. Для актуали­зации опорных знаний привлекаются: по­становка целей урока с использованием опорного конспекта по новой теме; ана­лиз языкового явления; индивидуальный опрос, представляющий собой связный ответ на грамматическую тему.

Введение нового материала начинает­ся с восприятия языковых явлений, что создает условия для реализации познава­тельной направленности процесса обучения и обеспечивает высокую мыслительную ак­тивность учащихся. В результате проведен­ных под руководством учителя или само­стоятельно мыслительных операций вычле­нения, сличения, анализа, постановки вопросов и ответов на них учащиеся на­капливают сведения, необходимые для усвоения нового знания о фактах языка.

Для ознакомления с новыми знаниями могут быть использованы различные мето­ды: объяснение учителя, активизирующе­го познавательную деятельность школьни­ков, лекция, эвристическая поисковая бе­седа, анализ учебного текста, самостоя­тельная работа школьников по учебнику.

Для осмысления нового материала уча­щиеся составляют схемы, модели, табли­цы, опорные конспекты, планы (простой, сложный, тезисный).

Процессом запоминания нового матери­ала руководит учитель, указывая, что именно подлежит запоминанию, мотивируя его, привлекая разнообразные приемы мне­мотехники, устанавливая ассоциативные связи между фактами, организуя работу с опорными для памяти материалами.

Далее устанавливается степень осознан­ности учащимися нового материала, выяв­ляются и корректируются пробелы в его осмыслении школьниками (первичная про­верка понимания нового материала).

С целью первичного закрепления зна­ний используются ответы на вопросы, опорные конспекты, планы учебного мате­риала. Они привлекаются как опора при первоначальном воспроизведении изученно­го для обеспечения индивидуальных спо­собов умственных действий учащихся.

При сообщении нового материала на современном уроке русского языка исполь­зуются средства, методы, приемы, которые обеспечивают активную познавательную де­ятельность учащихся: проблемные ситуа­ции и постановка проблемных вопросов, укрупненные блоки учебной информации, наглядно-образный материал, компьютер­ные программы, "мозговой штурм", лек­ция с обратной связью, конференция, се­минар, деловые игры и т.д.

Завершающее звено усвоения нового материала по русскому языку — применение полученных знаний в процессе формирования учебно-языковых, речевых и правописных умений.

Учебно-языковые умения (анализ фак­тов языка; их классификация и диффе­ренциация; языковой разбор; соотнесение языковых явлений с их моделями, схема­ми) опираются на знания системы языка; речевые умения (умения пользоваться средствами языка для решения коммуни­кативных задач) — на знания о речи; правописные умения — на знание орфо­графических и пунктуационных правил.

Последовательность обучения умениям такова: показ образца применения теории на практике (составление или анализ ал­горитма, образца рассуждения), узнавание и объяснение языкового факта, тренинги (выполнение действий по образцу, по ал­горитму, по аналогии; в измененных и новых ситуациях).

Закрепление знаний и развитие уме­ний и навыков — следующий этап усвое­ния школьниками учебного материала.

Закрепление знаний строится таким об­разом, чтобы обеспечить более высокий уровень их осмысления учащимися. Пред­полагается неоднократное воспроизведение полученных знаний с целью установления существенных признаков языковых явле­ний и их связей с признаками других яв­лений, привлечение заданий, выявляющих уровень понимания учащимися закрепляе­мого материала. Закреплению знаний спо­собствуют: "озвучивание" опорного конс­пекта, ответ по составленному учеником плану, устное учебное сообщение на лин­гвистическую тему, "вопросно-ответное об­щение" в парах постоянного и сменного состава, ответы на вопросы, требующие интеллектуальной активности учащихся, самостоятельное составление таблиц, схем, моделей, алгоритмов и их комментирова­ние.

Для развития умений и навыков приме­няется более сложный, чем при первичном закреплении, языковой материал; операци­онные умения отрабатываются с привлече­нием системы заданий, в основе которой лежат действия на применение закрепляе­мых знаний по свернутому алгоритму, по аналогии, в измененной и новой ситуации. Темп, объем, уровень сложности развивае­мых умений и навыков при закреплении материала регулируются привлечением разноуровневых самостоятельных работ, учиты­вающих индивидуальные психофизиологичес­кие особенности школьников.

Обобщение и систематизация знаний и совершенствование умений и навыков — это структурирование в сознании школь­ников целостной системы взаимосвязанных знаний, применяемых для решения более сложных дидактических задач.

"Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последователь­ность действий: от восприятия, осмысле­ния и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них — к усвоению более слож­ной системы знаний: овладение основны­ми теориями и ведущими идеями изучае­мого предмета".

Обобщение и систематизация знаний на понятийном, тематическом уровнях осу­ществляется в процессе активной и про­дуктивной деятельности учащихся, направ­ленной на включение полученных и за­крепленных знаний в систему ранее изученного. В результате устанавливаются внутрипредметные связи между лингвис­тическими понятиями, грамматическими категориями, орфографическими и пункту­ационными правилами.

Целостность системы знаний достигает­ся при формировании родовых понятий, составлении структурно-логических схем, таблиц, алгоритмов обобщающего характе­ра, при формулировании сводных правил, имеющих лингвистические основания для их объединения.

Совершенствование умений и навыков осуществляется на смешиваемом языковом материале, требующем дифференцированно­го применения обобщенных знаний в но­вых условиях, в процесс творческой дея­тельности учащихся.

Информация о домашнем задании — важный этап урока, который включает: запись домашнего задания на доске и в дневниках учащихся, мотивацию индиви­дуальной работы и инструктаж по ее вы­полнению. От характера домашнего зада­ния (какие способы деятельности оно пре­дусматривает, интересно ли для учащих­ся), от его объема, от степени готовности к его выполнению зависит эффективность усвоения знаний школьниками.

Известны такие виды домашних за­даний:

- устные и письменные;

- связанные с пропедевтикой, усвоени­ем, обобщением и систематизацией зна­ний и развитием и совершенствованием умений и навыков;

- репродуктивные, конструктивные, творческие;

- общие, дифференцированные, индиви­дуальные;

- регламентированные по срокам испол­нения и нерегламентированные 

В определении домашнего задания необходимо избегать перегрузки учащихся (на его выполнение ученик не должен тратить более получаса); создавать условия для возможности выбора ими задания; учитывать учебные возможности школьни­ков и их предпочтения: два-три неболь­ших упражнения они предпочитают одно­му большому; предусматривать материал для повторения как основу актуализации знаний на следующем уроке.

На выходные и праздничные дни до­машнее задание не дается.

Подведение итогов и рефлексия — за­ключительный этап усвоения новых знаний.

Подведение итогов урока русского язы­ка предполагает не только качественную оценку учителем работы класса и отдель­ных учащихся на уроке, но и упорядоче­ние полученных ими знаний и сформиро­ванных умений, для чего используются:

-  восстановление пропущенных пунктов плана изученных теоретических сведений;

-  восстановление незаполненных граф или столбцов таблиц, отражающих сущ­ность языкового понятия;

-  продолжение формулировки определе­ния языкового явления;

-  вставка пропущенных в определении понятия слов;

-  формулирование условий, при кото­рых действует та или иная норма;

-  указание нормы, которая действует при соблюдении названных условий;

-  составление   схем   пунктуационных правил;

-  письменный орфографический разбор слов с изученной орфограммой и т.д.

Рефлексия (от лат. reflexio — обраще­ние назад) в обучении — это осмысление учеником конечного уровня знаний и представлений, полученных при изучении нового материала (его закреплении, обоб­щении и систематизации), и сформирован­ных на их основе умений в сопоставле­нии с начальным уровнем знаний, пред­ставлений, умений.

"Отрефлексированное знание как лично­стное приращение ученика включает в себя совокупность следующих компонентов:

+ "знаю что" (информация о содержа­нии своего знания и незнания);

+ "знаю как" (информация об усвоен­ных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования зна­ния);

+ "знаю зачем" (понимание смысла ин­формации и деятельности по ее получению);

+ "знаю я" (самоопределение себя отно­сительно данного знания и соответствую­щей информации).

Рефлексия связана с целеполаганием, так как является осознанием способов до­стижения поставленных целей".

Школьники, подготовленные к само­оценке собственных результатов, ведут тет­ради самоконтроля, в которых отмечаются: тема урока, что нужно знать, что знает ученик, какие затруднения испытывает; что нужно уметь, что умеет ученик, ка­кие затруднения испытывает.

Мотивация учебной деятельности требует создания здоровьесберегающей среды в развитии личностных качеств учащихся.

Материал просмотрели:

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Оставить комментарий!

20.04.2024
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

По какой программе учится Ваш ребенок? (2012/2013 учебный год)

Всего ответов: 1896


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Сегодня сайт посетили:
Наши партнеры

{login}