Игры для детей Все игры

Смешарики - Переправа

Смешарики - Переправа
Интеллектуальные игры для детей.
Развитие творческих и мыслительных способностей.

Игра - тренажер для глаз "Грибная охота"

Игра - тренажер для глаз  "Грибная охота"
Игра - тренажер  для глаз  "Грибная охота". 
Проверь свою зоркость.
Наводи мышку и кликай на грибы.
Доклады

Формы организации внеклассной работы по русскому языку


 Воспитание духовно-нравственной и гражданской культуры учащихся

 

Устный журнал

Внеклассная работа в школе всегда занимала и будет занимать достаточно высокие позиции в образовательном процессе, потому что именно на внеклассных занятиях учителю приходится делать все возможное, чтобы заинтересовать учащегося в изучении именно этого предмета.  Внеклассная работа по русскому языку - это та ступенька, поднявшись на которую, ученик дальше пойдет сам к постижению тех тайн языка, которые ему еще неведомы.

Лекции, встречи с интересными людьми, устный журнал, т. е. различные формы внеклассной работы, позволяют выполнять задачи популяризации, сообщения новых сведений о языке, профори­ентации. Устный журнал - одна из свободных форм внеклассной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся. Устный журнал сочетает в себе интеллектуальное и эмоциональное начало. Цель его прове­дения - повышение интереса к русскому языку, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.

Кружок русского языка может ежемесячно проводить устный журнал, например по культуре речи, отвечающий требованиям систематичности данного вида работы по русскому языку.

Состав участников при подготовке устного журнала варьируется: кружок русского языка, класс, параллель. Устный журнал может быть и общешкольным.

Выделяются два типа журналов: обзорные и тематические. Журналы обзорного типа по­свящаются культуре речи, обзорам популярных книг о языке. Тематические журналы посвя­щаются конкретным темам: топонимике, фразеологии, словообразованию, выдающимся языковедам. Устные журналы, посвященные лексике, можно проводить в 6-7 классах. Основ­ными темами воэнеклассной работе с учениками 8-9 и старших классов могут быть общие вопросы языка (происхождение и развитие языка, родство славянских языков), вопросы сти­листики, сведения о происхождении слов и выражений.

Журнал по топонимике можно назвать «Изистории географических названий»

Содер­жание журнала: топонимы (названия городов): Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Минск, Моги­леви др.; гидронимы (названия рек, озер): Буг, Вяча, Днепр, Нарочь, Неман, Припять, Сви-тязьи др. Проведение данного журнала будет способствовать укреплению межпредметных связей, так как топонимика - раздел языкознания, изучающий происхождение географичёе-ких названий, - тесно связана с географией и историей.

Журнал по антропонимике можно назвать «Что значат ваши имена?»

Содержание жур­нала: антропонимы (имена). Из греческого языка: Александр, Алексей, Геннадий, Дмитрий, Екатерина, Елена, Ксения, Лариса, Анастасия, Оксана, Татьяна. Из латинского языка: Вален­тина, Валерий, Валерия, Виктор, Виктория, Инна, Карина, Константин, Лилия, Максим, Ма­рина, Наталья. Славянские имена: Борис, Бронислав, Вера, Владимир, Глеб, Зара, Игорь, Илона, Любовь, Людмила, Надежда, Олег, Ольга, Ростислав, Святослав, Снежана, Ярослав. Из других языков: Артур(немецкий язык), Жанна(французский язык), Нина(грузинский язык), Руслан, Руслана(тюркский язык), Тая(персидский язык). Антропонимы (белорусские фамилии): Адамович, Богданович, Бондарчук, Бровка, Бусел, Важник, Гайдук, Галицкий, Го­голь, Дайнеко, Дубовик, Жданович, Живица, Ковалев, Каратай, Ларченко, Мурашко, Савко, Тышкевич, Шибекои др.

Проведение устных журналов по топонимике и антропонимике способствует воспитанию гражданской культуры учащихся, так как школьники знакомятся с происхождением своих имен, фамилий, географических названий.


Устный журнал отличается от других форм внеклассной работы широтой информации и, как правило, состоит из нескольких страниц. Форма его проведения включает многие элементы занимательности: наглядность (в оформлении зала, заставки к страницам, иллюстрации к вы­ступлениям), драматизацию (некоторые страницы могут представлять собой инсценировки).


Занимательность журнала выдвигает особые требования к названию журнала и его стра­ниц. Примеры устных журналов: «Люби, цени и знай русский язык», «Учись говорить правиль­но», «Культура речи», «Жизнь слова», «Словарное богатство языка» (по лексике), «Тайны на­званий», «Имя дома твоего», «Необыкновенные родственники» (по этимологии).

Обычно журнал состоит из 4-6 страниц, каждая из которых имеет свое название. Напри­мер, журнал по этимологии может иметь следующие страницы: «Во что мы одеваемся?», «Почему мы так говорим?», «Что у вас в портфеле?», «Сладкие слова», «Добрые слова», «В стране цветов». Журнал о происхождении слов может включать такие страницы: «Восточнос­лавянские слова в русском литературном языке», «Старославянизмы в русском литератур­ном языке», «Современные заимствования в русском литературном языке». Страницы журна­ла могут иметь такие названия: «Эти мудреные слова», «Биография слов», «Не заглядывая в словарь». Последняя страница позволяет активно вовлечь зрителей: устраиваются конкурсы, викторины, аукционы, загадываются загадки.

Выпуск устного журнала требует от учителя хороших организаторских навыков: назнача­ются ответственные за каждую страницу; учитель должен помочь учащимся подобрать мате­риал, оформить его в виде сообщения, найти иллюстрации, подготовить ведущих, которые открывают каждую страницу небольшим вступлением. Учитель выступает сценаристом и ре­жиссером этой массовой формы работы. В процессе подготовки устного журнала прово­дится несколько репетиций.

Зал оформляется выставкой книг, рисунков, стенными газетами, плакатами. По страни­цам устного журнала выпускается бюллетень, отражающий его содержание.

Устный тематический журнал по этимологии «Из истории жизни слов»

Журнал состоит из пяти страниц:

1.  Что изучает этимология?

2.  Из истории продуктов питания.

3.  Из истории одежды.

4.  Народная и детская этимология.

5.  «Фамильная» этимология.

страница- это сообщение одного ученика, сопровождающееся небольшими инсце­нировками с привлечением нескольких учеников (2-3). Цель страницы - живо и образно дать понятие об этимологии и ее задачах.

Каждая из следующих страниц представляет собой ряд небольших инсценировок:

страница- об истории продуктов питания (гамбургер, кетчуп, конфета, лапша, пельмени, чипсы). Интересна и история возникновения названий блюд национальной белорусской кухни;


страница- об истбрии предметов одежды (джемпер, джинсы, жилет, майка, пальто, перчат­ки, пиджак, свитер, халат, шаль, шинель). Можно показать и белорусский национальный костюм;

страница- о том, как иногда неверно в народе объясняется происхождение тех или иных слов, как толкуют значения непонятных им слов дети;

страница- о «фамильной» этимологии (браунинг, галифе, камелия, морзе, реглан).

Открывается данный журнал вступительным словом ведущего, который объявляет его заг­лавие и содержание отдельных страниц.

Олимпиада

Задачи олимпиады - развитие у школьников интереса к русскому языку, воспитание по­требности самостоятельно изучать его, знакомиться с научно-популярной литературой. Учеб­ная олимпиада понимается методистами как «соревнование, в ходе которого учащимися ре­шается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства» [9]. Вопро­сы и задания олимпиады не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника.

Клуб веселых и находчивых

Играть в КВН любят и хотят в основном старшеклассники, учащиеся младших и средних классов выбирают игры, в которых для победы нужно дать правильный ответ. В КВН высший балл можно получить за более остроумный, веселый ответ. В этой игре требуется в большей степени не знание (как на олимпиаде), а умение «подать» материал и «подать» себя. Участвуя в КВН, можно заработать себе доброе имя, авторитет среди учителей. Основная причина популярности КВН состоит в том, что он интересен, привлекает своей необычностью, кон­трастностью по сравнению с буднями школы.

Играя на сцене, школьники чувствуют себя гораздо свободнее, чем просто отвечая на вопросы. В процессе игры основная цель - победа. Здесь главным становится именно про­цесс, т. е. сама игра. Все хотят не просто победить, но хорошо выступить.


КВН характеризуется атмосферой борьбы, соревнования. Особенно напряженно прохо­дит концовка игры, так как команды напрягают все силы, зная свои баллы и баллы соперни­ков. КВН - это выход эмоций как положительных, так и отрицательных. Во время игры учащи­еся переживают эмоциональный подъем, когда кажется, что для достижения цели потрачены все силы. Кульминация игры - объявление результатов. Кто-то радуется, кто-то огорчается, победители получают награды.

Тематика КВН разнообразна: «Родное слово», «Жемчужины родной речи», «История жиз­ни слов и их значений», «Загадки имен и фамилий».

Сочинения на лингвистические темы и лингвистические миниатюры во внеклассной работе

Процесс обучения русскому языку, если он осуществляется в системе, является и процес­сом воспитания учащихся, их интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, гражданского развития. Богатые возможности для воспитания личности ученика предостав­ляются на занятиях по развитию связной письменной речи. Подобные занятия могут прово­диться и как внеклассная работа школьников по русскому языку.

Сочинения на лингвистические темы и лингвистические миниатюры можно включать в качестве элемента в разнообразные формы внеклассной работы.


Стенная газета

Одна из основных задач газеты - привлечение интереса учащихся к вопросам русского языка, повышение культуры речи, речевого этикета, успеваемости учеников. Газета выходит раз в месяц или раз в четверть. Отдел газеты, посвященный сочинениям на лингвистические темы, можно озаглавить: «Мои мысли о родном языке», «Размышляем о языке и речи».


Рукописный журнал

Журнал «должен ставить своей целью общее повышение культуры речи учащихся, воспи­тывать любовь и уважение к языку, учить ценить его и умело пользоваться им» [11, с. 377]. Лингвистические странички в журнале отводятся беседам о культуре речи, дискуссионным материалам. В журнале можно публиковать также сочинения школьников на лингвистические темы, рецензии на прочитанную статью, книгу о языке.

Уголок русского языка

Уголок русского языка функционирует постоянно, тогда как вечера, олимпиады, конкурсы, беседы являются эпизодическими формами работы. Уголок должен быть рабочим местом ученика, а не частью оформления кабинета. В одном из разделов можно отвести место для ученических сочинений на лингвистические темы и лингвистических миниатюр. Учитель за­ранее предлагает темы для размышления.

Кружок русского языка

Это основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Кружки могут называться так: «Кружок культуры речи», «Кружок любителей русской фразеологии», «Кружок этимологии». Можно соревноваться на занятиях кружка в создании миниатюры на лингвистическую тему.


Мы предложили некоторые формы организации внеклассной работы по русскому языку,
имеющие целью развитие духовно-нравственной и гражданской культуры учащихся, форми­рование у них соответствующих ценностей. 

Материал просмотрели:

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Оставить комментарий!

30.12.2024
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

По какой программе учится Ваш ребенок? (2012/2013 учебный год)

Всего ответов: 1897


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Сегодня сайт посетили:
Наши партнеры

{login}