Смешарики - Переправа
Развитие творческих и мыслительных способностей.
Игра - тренажер для глаз "Грибная охота"
Проверь свою зоркость.
Наводи мышку и кликай на грибы.
Формы организации внеклассной работы по русскому языкуВоспитание духовно-нравственной и гражданской культуры учащихся
Устный журнал
Внеклассная работа в школе всегда занимала и будет занимать достаточно высокие позиции в образовательном процессе, потому что именно на внеклассных занятиях учителю приходится делать все возможное, чтобы заинтересовать учащегося в изучении именно этого предмета. Внеклассная работа по русскому языку - это та ступенька, поднявшись на которую, ученик дальше пойдет сам к постижению тех тайн языка, которые ему еще неведомы.
Лекции, встречи с интересными людьми, устный журнал, т. е. различные формы внеклассной работы, позволяют выполнять задачи популяризации, сообщения новых сведений о языке, профориентации. Устный журнал - одна из свободных форм внеклассной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся. Устный журнал сочетает в себе интеллектуальное и эмоциональное начало. Цель его проведения - повышение интереса к русскому языку, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.
Кружок русского языка может ежемесячно проводить устный журнал, например по культуре речи, отвечающий требованиям систематичности данного вида работы по русскому языку.
Состав участников при подготовке устного журнала варьируется: кружок русского языка, класс, параллель. Устный журнал может быть и общешкольным.
Выделяются два типа журналов: обзорные и тематические. Журналы обзорного типа посвящаются культуре речи, обзорам популярных книг о языке. Тематические журналы посвящаются конкретным темам: топонимике, фразеологии, словообразованию, выдающимся языковедам. Устные журналы, посвященные лексике, можно проводить в 6-7 классах. Основными темами воэнеклассной работе с учениками 8-9 и старших классов могут быть общие вопросы языка (происхождение и развитие языка, родство славянских языков), вопросы стилистики, сведения о происхождении слов и выражений.
Журнал по топонимике можно назвать «Изистории географических названий».
Содержание журнала: топонимы (названия городов): Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Минск, Могилеви др.; гидронимы (названия рек, озер): Буг, Вяча, Днепр, Нарочь, Неман, Припять, Сви-тязьи др. Проведение данного журнала будет способствовать укреплению межпредметных связей, так как топонимика - раздел языкознания, изучающий происхождение географичёе-ких названий, - тесно связана с географией и историей.
Журнал по антропонимике можно назвать «Что значат ваши имена?»
Содержание журнала: антропонимы (имена). Из греческого языка: Александр, Алексей, Геннадий, Дмитрий, Екатерина, Елена, Ксения, Лариса, Анастасия, Оксана, Татьяна. Из латинского языка: Валентина, Валерий, Валерия, Виктор, Виктория, Инна, Карина, Константин, Лилия, Максим, Марина, Наталья. Славянские имена: Борис, Бронислав, Вера, Владимир, Глеб, Зара, Игорь, Илона, Любовь, Людмила, Надежда, Олег, Ольга, Ростислав, Святослав, Снежана, Ярослав. Из других языков: Артур(немецкий язык), Жанна(французский язык), Нина(грузинский язык), Руслан, Руслана(тюркский язык), Тая(персидский язык). Антропонимы (белорусские фамилии): Адамович, Богданович, Бондарчук, Бровка, Бусел, Важник, Гайдук, Галицкий, Гоголь, Дайнеко, Дубовик, Жданович, Живица, Ковалев, Каратай, Ларченко, Мурашко, Савко, Тышкевич, Шибекои др.
Проведение устных журналов по топонимике и антропонимике способствует воспитанию гражданской культуры учащихся, так как школьники знакомятся с происхождением своих имен, фамилий, географических названий.
Устный журнал отличается от других форм внеклассной работы широтой информации и, как правило, состоит из нескольких страниц. Форма его проведения включает многие элементы занимательности: наглядность (в оформлении зала, заставки к страницам, иллюстрации к выступлениям), драматизацию (некоторые страницы могут представлять собой инсценировки).
Занимательность журнала выдвигает особые требования к названию журнала и его страниц. Примеры устных журналов: «Люби, цени и знай русский язык», «Учись говорить правильно», «Культура речи», «Жизнь слова», «Словарное богатство языка» (по лексике), «Тайны названий», «Имя дома твоего», «Необыкновенные родственники» (по этимологии).
Обычно журнал состоит из 4-6 страниц, каждая из которых имеет свое название. Например, журнал по этимологии может иметь следующие страницы: «Во что мы одеваемся?», «Почему мы так говорим?», «Что у вас в портфеле?», «Сладкие слова», «Добрые слова», «В стране цветов». Журнал о происхождении слов может включать такие страницы: «Восточнославянские слова в русском литературном языке», «Старославянизмы в русском литературном языке», «Современные заимствования в русском литературном языке». Страницы журнала могут иметь такие названия: «Эти мудреные слова», «Биография слов», «Не заглядывая в словарь». Последняя страница позволяет активно вовлечь зрителей: устраиваются конкурсы, викторины, аукционы, загадываются загадки.
Выпуск устного журнала требует от учителя хороших организаторских навыков: назначаются ответственные за каждую страницу; учитель должен помочь учащимся подобрать материал, оформить его в виде сообщения, найти иллюстрации, подготовить ведущих, которые открывают каждую страницу небольшим вступлением. Учитель выступает сценаристом и режиссером этой массовой формы работы. В процессе подготовки устного журнала проводится несколько репетиций.
Зал оформляется выставкой книг, рисунков, стенными газетами, плакатами. По страницам устного журнала выпускается бюллетень, отражающий его содержание.
Устный тематический журнал по этимологии «Из истории жизни слов»
Журнал состоит из пяти страниц:
1. Что изучает этимология?
2. Из истории продуктов питания.
3. Из истории одежды.
4. Народная и детская этимология.
5. «Фамильная» этимология.
1 страница- это сообщение одного ученика, сопровождающееся небольшими инсценировками с привлечением нескольких учеников (2-3). Цель страницы - живо и образно дать понятие об этимологии и ее задачах.
Каждая из следующих страниц представляет собой ряд небольших инсценировок:
2 страница- об истории продуктов питания (гамбургер, кетчуп, конфета, лапша, пельмени, чипсы). Интересна и история возникновения названий блюд национальной белорусской кухни;
3 страница- об истбрии предметов одежды (джемпер, джинсы, жилет, майка, пальто, перчатки, пиджак, свитер, халат, шаль, шинель). Можно показать и белорусский национальный костюм;
4 страница- о том, как иногда неверно в народе объясняется происхождение тех или иных слов, как толкуют значения непонятных им слов дети;
5 страница- о «фамильной» этимологии (браунинг, галифе, камелия, морзе, реглан).
Открывается данный журнал вступительным словом ведущего, который объявляет его заглавие и содержание отдельных страниц.
Олимпиада
Задачи олимпиады - развитие у школьников интереса к русскому языку, воспитание потребности самостоятельно изучать его, знакомиться с научно-популярной литературой. Учебная олимпиада понимается методистами как «соревнование, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства» [9]. Вопросы и задания олимпиады не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника.
Клуб веселых и находчивых
Играть в КВН любят и хотят в основном старшеклассники, учащиеся младших и средних классов выбирают игры, в которых для победы нужно дать правильный ответ. В КВН высший балл можно получить за более остроумный, веселый ответ. В этой игре требуется в большей степени не знание (как на олимпиаде), а умение «подать» материал и «подать» себя. Участвуя в КВН, можно заработать себе доброе имя, авторитет среди учителей. Основная причина популярности КВН состоит в том, что он интересен, привлекает своей необычностью, контрастностью по сравнению с буднями школы.
Играя на сцене, школьники чувствуют себя гораздо свободнее, чем просто отвечая на вопросы. В процессе игры основная цель - победа. Здесь главным становится именно процесс, т. е. сама игра. Все хотят не просто победить, но хорошо выступить.
КВН характеризуется атмосферой борьбы, соревнования. Особенно напряженно проходит концовка игры, так как команды напрягают все силы, зная свои баллы и баллы соперников. КВН - это выход эмоций как положительных, так и отрицательных. Во время игры учащиеся переживают эмоциональный подъем, когда кажется, что для достижения цели потрачены все силы. Кульминация игры - объявление результатов. Кто-то радуется, кто-то огорчается, победители получают награды.
Тематика КВН разнообразна: «Родное слово», «Жемчужины родной речи», «История жизни слов и их значений», «Загадки имен и фамилий».
Сочинения на лингвистические темы и лингвистические миниатюры во внеклассной работе
Процесс обучения русскому языку, если он осуществляется в системе, является и процессом воспитания учащихся, их интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, гражданского развития. Богатые возможности для воспитания личности ученика предоставляются на занятиях по развитию связной письменной речи. Подобные занятия могут проводиться и как внеклассная работа школьников по русскому языку.
Сочинения на лингвистические темы и лингвистические миниатюры можно включать в качестве элемента в разнообразные формы внеклассной работы.
Стенная газета
Одна из основных задач газеты - привлечение интереса учащихся к вопросам русского языка, повышение культуры речи, речевого этикета, успеваемости учеников. Газета выходит раз в месяц или раз в четверть. Отдел газеты, посвященный сочинениям на лингвистические темы, можно озаглавить: «Мои мысли о родном языке», «Размышляем о языке и речи».
Рукописный журнал
Журнал «должен ставить своей целью общее повышение культуры речи учащихся, воспитывать любовь и уважение к языку, учить ценить его и умело пользоваться им» [11, с. 377]. Лингвистические странички в журнале отводятся беседам о культуре речи, дискуссионным материалам. В журнале можно публиковать также сочинения школьников на лингвистические темы, рецензии на прочитанную статью, книгу о языке.
Уголок русского языка
Уголок русского языка функционирует постоянно, тогда как вечера, олимпиады, конкурсы, беседы являются эпизодическими формами работы. Уголок должен быть рабочим местом ученика, а не частью оформления кабинета. В одном из разделов можно отвести место для ученических сочинений на лингвистические темы и лингвистических миниатюр. Учитель заранее предлагает темы для размышления.
Кружок русского языка
Это основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Кружки могут называться так: «Кружок культуры речи», «Кружок любителей русской фразеологии», «Кружок этимологии». Можно соревноваться на занятиях кружка в создании миниатюры на лингвистическую тему.
Мы предложили некоторые формы организации внеклассной работы по русскому языку,
имеющие целью развитие духовно-нравственной и гражданской культуры учащихся, формирование у них соответствующих ценностей.
[ Регистрация | Вход ]