Игры для детей Все игры

Смешарики - Догонялки

Смешарики - Догонялки
Развивающие игры для тех, кто любит скорость! Развивает координацию движений, точность и быстроту реагирования.

Смешарики - Переправа

Смешарики - Переправа
Интеллектуальные игры для детей.
Развитие творческих и мыслительных способностей.
Математика
 

Неделя математики в школе

Математические знаки: цифры

Цель: стимулирование мотивации к изучению ма­тематики.

Задачи: рассказать учащимся о многообразии математических знаков и их практическом приме­нении; развивать логическое мышление, умение самостоятельно решать поставленные задачи; фор­мировать ответственное отношение к классному коллективу.

Оборудование: наборы цифр (арабских, рим­ских), таблица единиц времени, часы (с римским и арабским циферблатами), календари на 2012 год, «волшебные термометры», алфавит, энциклопедии, толковые словари, иллюстрации «Из истории Древне­го мира», карта Древнего мира, маркеры.


I. Организационный момент


Минисценка "В аптеке"


Ребёнок. Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, таблетки.


Аптекарь. Но мы не продаём детям лекарства. Мальчик, сходи вместе с родителями к врачу. Он вы­пишет тебе лекарства, и тогда родители смогут ку­пить, что тебе необходимо. А что у тебя болит?


Ребёнок. Ничего не болит. Я просто хочу быть са­мым умным. Я хочу лучше всех считать, решать за­дачи, знать математику.

Учитель. Как вы думаете, ребята, есть лекарства для ума?

Учащиеся отвечают.

Учитель делает вывод:

—   Человек сам развивает свой ум. А чтобы раз­вить ум, нужно много читать, заниматься, искать от­веты в энциклопедиях, книгах.

II. Сообщение темы и целей занятия.

—   Именно энциклопедии и книги помогают нам в работе по проекту «Математическая мозаика». На се­годняшнем занятии мы узнаем об истории возникно­вения и применения в нашей жизни математических знаков — цифр.

III. Основная часть.

Беседа.

—   В течение тысячелетий люди использовали пальцы рук для обозначения числа. С помощью ру­ки можно было показать до 5 единиц. Для выраже­ния большего количества использовались обе руки, а иногда и обе ноги. Сейчас мы пользуемся числами: измеряем время, определяем дату, звоним по теле­фону, ходим в магазин. Мы встречаемся с числами на каждом шагу и так к ним привыкли, что не замечаем,  насколько важны они в нашей жизни.

Но пальцев не всегда хватало, и тогда люди при­думали математические знаки — цифры, которыми стали обозначать числа. Первые написанные цифры появились 5 тысяч лет назад. Каждый народ приду­мывал свои математические знаки для обозначения чисел. Сегодня мы знаем 2 вида цифр.

—   Какие?

— Арабские и римские.

— Об арабских цифрах нам расскажет ....

Сообщение учащегося. Цифры, или симво­лы наших чисел, имеют арабское происхождение. Арабской культурой, в свою очередь, они были I заимствованы из Индии. Промежуток между VIII и 1 XIII веками стал одним из блестящих периодов в 1 истории науки мусульманского мира. Мусульмане имели тесные связи как с азиатской, так и с евро­пейской культурой. Они смогли извлечь из них всё I самое выдающееся. Из Индии они заимствовали I систему исчисления и некоторые математические 1 методы.

Современные цифры не совсем точно воспро­изводят индийские, поскольку арабы видоизменили I их, приспосабливая к своему письму. Исходя из ав­торитета арабской культуры современные числовые Iсимволы называют арабскими цифрами.

—   Спасибо. А теперь мы убедимся на практике, что человек с самого рождения во всём связан с чис­лами. Перед вами наборы с' разными видами цифр.

Выберите арабские цифры и с их помощью выложите год своего рождения.

Практическая работа. Проверка итогов работы.

—А кто из вас может составить сегодняшнюю дату?

—Каким набором цифр мы не пользовались? (На­бором римских цифр.)

—Об истории римских цифр нам расскажет ....

Сообщение учащегося. Следующий этап в истории числа осуществили древние римляне. Они |изобрели систему исчисления, основанную на ис­пользовании букв для отображения чисел. Они при- |меняли в своей системе буквы I, V, X, L, С, D и М.

Каждая буква имела различное значение, каж­дая цифра соответствовала номеру положения буквы. Для того чтобы прочесть римскую цифру или написать её, нужно следовать нескольким основ­ным правилам.                                    

1.   Буквы пишутся слева направо, начиная с самого большого значения. Например, XV — 15, DLV — 555, MCLI - 1151.

2.   Буквы I, X, С и М могут повторяться до трёх раз подряд. Например, II — 2, XXX — 30, СС — 200, МССХХХ — 1230.

3.   Буквы V, L, D не могут повторяться.

4.   Цифры 4, 9, 40, 90 и 900 следует писать, комбинируя буквы IV — 4, IX — 9, XL — 40, ХС — 90, CD - 400, СМ — 900. Например, 48 это XLVIII, 449— CDXLIX. Значение левой буквы уменьшает значение правой.

5.   Горизонтальная линия над буквой увеличиваетеё значение в 1000 раз.

—   Где вы встречались с римскими цифрами? (На циферблате часов, при обозначении века.)

 —  При помощи римских цифр обозначаются раз­делы и главы в книге (демонстрирует), порядковый номер монарха: царь Пётр I, царица Екатерина II.

Арабскими цифрами пользоваться нам просто и привычно. А будет ли нам так же удобно пользоваться римскими цифрами? Давайте проверим. Попытайтесь выложить количество ваших лет римскими цифрами.

—Ребята, в каком веке мы живём? (Двадцатом.)

—Давайте обозначим все вместе наш век римскими математическими знаками.

—Что такое век? (100 лет.)

—Давайте составим таблицу единиц времени.

Век        1 год         1 мес.        1 неделя      1 день

100 лет      12 мес.     4 недели        7 дней       24 часа

— Мы составили таблицу единиц времени. Для чего она нужна? (Для составления календаря.)

—А вы пользуетесь календарём?

—Посмотрите на календарь. Что интересного вы заметили? (Много цифр, цифры повторяются.)

—Сколько недель прошло после Нового года?

—Сколько дней имеет самый короткий месяц? (Февраль, 28 дней.)

Творческая физкультминутка «В мастерской скульптора».

—   Я предлагаю вам побыть в роли скульпторовр имских математических знаков:

- скульптурная композиция «Римские единички»: (I) ребята становятся прямо, руки вдоль туловищ;


- скульптурная композиция «Римские галочки»: (V) дети в паре друг напротив друга, взявшись за ру­ки, носки обуви соприкасаются;

- скульптурная композиция «Римский легион» (М = 1000) (в паре).

Минутка познания.

—   Совершим небольшое путешествие в историю цифр древних государств. О математических знаках народа майя, которые жили в Америке, расскажет ... .

Сообщение учащегося. Цифры майя — по­зиционная запись, основанная на двадцатеричной системе исчисления (по основанию 20), использовавшаяся цивилизацией майя в доколумбовой Мезоамерике.                                                 

Цифры майя составлялись из трёх элементов: нуля (знак ракушки), единицы (точка) и пятёрки (горизонтальная черта). Например, 19 писалось как четыре точки в горизонтальном ряду над тремя  горизонтальными линиями.

—   Каждая цифра имеет не только математический символ, но и имя. Про имена цифр от 10 до 20 нам расскажет ....

Сообщение учащегося. Кириллическая систе­ма исчисления — славянская система алфавитной записи чисел, основанная на кириллице. Разновиность греческой системы исчисления. Она исполь­зовалась в России до 1700-х годов, пока Пётр  не заменил её арабскими цифрами. В настоящее  время используется в некоторых церковных книгах, §написанных на старославянском языке.

В качестве цифр используются графемы кириллицы. Отдельная буква соответствовала каждой цифре (от 1 до 9), каждому десятку (от 10 до 90) и каждой сотне (от 100 до 900). Числительные писались и произносились слева направо, за исключением числительных от 11 до 19 (например, 17 — сем-на-дцать).           

Постановка проблемы. Поиск решения в фор­ме игры-драматизации «Спор из цифр».

—Чтобы записать любое число, какие цифры нам нужны? Назовите их. (0, 1, 2, ... , 9.)

—Как вы думаете, кто из них важнее?

—У нас с вами возник спор. Точно так же заспо­рили между собой и цифры. Чем это закончилось, мы сейчас узнаем.

Инсценировка «Спор цифр».

—   А как теперь вы можете ответить на вопрос: какая цифра важнее?

IV. Заключительная часть. Обобщающая бе­седа.

—Каждая цифра в математике важна так же, как и каждая буква в языке. А кроме того, буквы и цифры — очень дружны. И вы в этом можете убедиться. Возьмите лежащие на партах алфавиты и обведите те буквы, но­мера которых я назову. (Составляем слово «цифра».)

—Найдите в толковом словаре значение слова «цифра». Прочитайте.

—Вспомните пословицы, где встречаются цифры. (Семеро одного не ждут. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей...)

—В названиях каких сказок присутствуют числа? («Волк и семеро козлят», «12 месяцев»...)

V.Рефлексия.

—Наше занятие начиналось с посещения мальчи­ком аптеки. Что он просил и для чего?

—А чем история закончилась, хотите узнать?

—Аптекарь предложил мальчику «волшебный тер­мометр» и сказал: «Измеряй им температуру на про­тяжении всего учебного года». В начале года обычно тяжело учиться — температура поднимается. Чем ближе конец учебного года, тем больше знаний у каждого. Учиться становится легко, и температура нормализуется.

—А теперь на своих термометрах отметьте вашу температуру.

—Надеюсь, что температура у всех нормальная, так как вы хорошо работали и много узнали.

А если тема нашего занятия вас увлекла, заинте­ресовала, к следующей нашей встрече, где мы про­должим работать по проекту «Математическая мозаи­ка», вы можете подготовить свои сообщения (стихи, загадки, статьи) о математических знаках.

Материал просмотрели:

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Оставить комментарий!

29.03.2024
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

По какой программе учится Ваш ребенок? (2012/2013 учебный год)

Всего ответов: 1896


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Сегодня сайт посетили:
Наши партнеры

{login}